Кризис первого года у ребенка

Кризис 1 года у ребенка

Что такое кризис одного года и как родители могут помочь малышу пройти через это?

Почему возникает кризис одного года

Ваш малыш растет и каждый день узнает что-то новое. К одному году он уже такой взрослый, что вы с удивлением вспоминаете, каким маленьким и беззащитным он был, когда родился. Теперь он ходит или хотя бы пытается, понимает слова взрослых и пробует говорить сам.

Каждый день мир открывается ему все больше. Вместе с новыми знаниями о мире его эмоциональное восприятие усложняется, ему нужно больше движения и впечатлений. Ребенок настойчиво требует общения и становится очень эмоциональным. Главное — запастись терпением и сохранять спокойствие. Никакая муха вредности не кусала вашего кроху. Просто он вырос, и у него начался кризис одного года — переходный период между младенчеством и ранним детством. Впрочем, этот период можно прожить и без явных кризисных проявлений, если предоставлять малышу достаточно внимания, возможностей для движения и развития. В контексте этой темы советуем познакомиться с материалом о развитии и игрушках

Перечислим основные процессы, происходящие с малышом к 12 месяцам:

  • Становление ходьбы. Примерно в 8 – 14 месяцев дети начинают самостоятельно ходить, что само по себе сильно влияет на развитие ребенка, ведь этот новый навык дает ему возможность еще глубже исследовать окружающий мир.
  • Развитие речи. В этот же период активно развивается речь. Но язык годовалого ребенка не похож на язык взрослых. Слова, которые он произносит, отличаются от привычных нам, и в каждое малыш вкладывает какой-то особый смысл, а иногда и несколько. Значение слова зависит от ситуации, в которой оно произносится. Мышление ребенка в этом возрасте носит несамостоятельный характер. Если взрослые могут пользоваться словами для описания своих мыслей, переживаний или воспоминаний, то ребенку они нужны для того, чтобы описать то, что он видит в данный момент времени. Пока еще он не может говорить об отсутствующих предметах. Данное явление носит название «автономная речь». С ее помощью ребенок констатирует, но не делает умозаключений. Вместе с тем слова «взрослой речи» малыш уже понимает.
  • Противостояние взрослым. На этом этапе происходит отделение от матери. Ребенок начинает противопоставлять себя другим. Малыш отказывается выполнять просьбы родителей (прежде всего — если он ощущает недостаток их внимания), иногда как бы возвращаясь к более раннему периоду в поведении.

Некоторые навыки, полученные ребенком до года, могут на время исчезнуть. Например, уже научившись ходить, малыш опять начинает ползать. Это происходит потому, что полностью умение ходить еще не сформировалось, а в данный момент акцент в развитии сместился на что-то еще, например на логическое мышление.

У малыша возникает противоречие между собственными потребностями и возможностями: он стремится все делать сам, но у него не всегда получается. Он хочет сказать, но не может подобрать слова, хочет достать, но не дотягивается. Эти противоречия не только движущая сила его психического и общего развития, но и причина возникновения агрессии и эмоциональных вспышек.

Кризис одного года может длиться от одной недели до нескольких месяцев, пока у ребенка не закончится период автономной речи.

Что происходит с ребенком в этот период

  • Самостоятельность;
  • Неуправляемость;
  • Упрямство;
  • Непослушание;
  • Требование внимания к себе;
  • Чувствительность к замечаниям;
  • Обиды;
  • Агрессия;
  • Капризность;
  • Противоречивое поведение.

Теперь ребенок способен действовать под влиянием не только событий, которые происходят сейчас, но и всплывающих в памяти представлений и образов.

В это время у ребенка наблюдается определенный скачок в развитии. Внутри него происходят глубокие психологические преобразования. Он начинает ощущать себя личностью и хочет быть самостоятельным. У маленького человека возникают собственные желания, которые больше не зависят от взрослых. Он стремится познавать мир самостоятельно — все потрогать, попробовать на вкус, посмотреть, что внутри. И любые запреты вызывают в нем волну непослушания.

Чего не надо делать родителям

Многие родители переживают, не понимая, как лучше вести себя с капризным малышом. Не стоит волноваться — этот нелегкий период надо просто пережить, стараясь сделать так, чтобы он прошел максимально безболезненно для вас и для ребенка. Важно понимать, что все происходящее с ним — это нормально. Чего не стоит делать:

  • Винить себя в том, что ребенок плачет или капризничает;
  • Слушать родственников, говорящих, что вы его разбаловали;
  • Кричать на малыша, показывать ему свою негативную реакцию и шлепать его — он все равно не поймет за что;
  • Ругать его за сломанные игрушки и разрисованные стены — так он познает мир;
  • Запрещать ему все подряд. Помните, что каждый запрет — это стресс для ребенка, а все его непослушное поведение и разбрасывание игрушек — способ познать мир. В опасной ситуации спокойно объясните ему, почему не следует так поступать;
  • Использовать слово «нельзя» слишком часто. Приберегите его на случай, если ребенок действительно делает что-то не так (например, высыпает сахар на стол). А в критических ситуациях используйте слово «опасно»;
  • Мешать малышу быть самостоятельным — поддерживайте его, если он стремится все сделать сам;
  • Впадать в крайность, реагируя на все его капризы и исполняя все его желания, — ищите способы отвлечь или уговорить ребенка;
  • Вести себя недостойно или неправильно в присутствии малыша — дети в этом возрасте все копируют;
  • Показывать ребенку, что вы доминируете, потому что вы взрослый, — он должен видеть в вас своего друга;
  • Игнорировать малыша.

Что необходимо делать родителям

  • Стараться соблюдать привычный режим дня.
  • Создавать максимально богатую развивающую среду в доме. Обучайте его. Давайте ему трогать разные поверхности, нюхать запахи, слушать звуки. Показывайте, как пользоваться разными предметами.
  • Во всем поддерживать своего малыша.
  • Подавать ребенку только хороший пример.
  • Давать ему несложные поручения, чтобы малыш почувствовал свою ответственность и самостоятельность.
  • Согласовать модель воспитания с остальными родственниками, чтобы не возникало противоречивого поведения разных членов семьи, когда один запрещает, а другой разрешает.

Во избежание лишних конфликтов, уберите подальше предметы, которые ребенку лучше не трогать.

  • Организовать ребенку личное пространство, где он будет чувствовать себя главным.
  • Стараться понять все просьбы малыша, если поняли — озвучивайте их. Например: «А, ты хочешь достать игрушку?» — и даже: «Ты хочешь потрогать огонь?» Затем можно объяснить, почему этого не стоит делать. Важно, чтобы не возникало неразрешенных ситуаций.
  • Не бойтесь, что ребенок стукнется, поранится или обожжется, конечно, если речь не идет о серьезной ране. Осваивающий окружающую реальность маленький человек обязательно должен пройти через некоторые испытания, чтобы научиться безопасно действовать в нашем непростом мире.
  • Уважать личность ребенка и демонстрировать свое уважение. Это поможет ему вырасти сильным и уверенным в себе человеком.
  • Проявлять безусловную любовь к малышу. Чаще обнимайте и целуйте его.
  • Если вам надо выйти из дома, расскажите об этом. Объясните, что вы скоро вернетесь.
  • Если ребенок вас не слушает и продолжает совершать какие-то недопустимые действия, важно четко выстроить систему правил и запретов. Не делайте ничего насильно. Придумайте, как его отвлечь или увлечь. Например, если малыш отказывается от определенной еды, предложите съесть ее в компании с игрушками.
  • Перед тем, как идти в туалет, заинтересуйте ребенка чем-нибудь, иначе он обязательно расстроится из-за вашего отсутствия. В таком случае поговорите с ним из-за двери, объясните, что скоро вы выйдете.
  • Если ребенок просит помочь — помогите, но не переусердствуйте с помощью. Пусть малыш старается справиться сам, а вы «подстрахуете» его в той части дела, которая ему пока не под силу.
  • Если малыш требует внимания — уделите ему время. А если у вас его совсем нет, отвлеките его чем-нибудь интересным.

Надеемся, эти советы помогут вам наладить конструктивное общение с вашим малышом. Пусть этот период будет для вас не кризисом, а увлекательным «квестом», который научит вас выдержке и мудрости, а вашему ребенку поможет стать взрослее.

5 способов, как пережить кризис первого года у ребенка

Малышка плачет сидя на полу

Еще совсем недавно малыш спокойно игрался и мило улыбался взрослым, а теперь и дня не проходит без капризов годовалого члена семьи.

Его истерики с каждым разом становятся сильнее. Нет такого места дома и на улице, где малыш не захотел бы проявить свою любознательность. Вы и ваши близкие люди находитесь в полном недоумении: что могло стать причиной такого поведения ребенка в 1 год?

Такая ситуация знакома многим родителям маленьких детей.

Стоит ли расстраиваться, а главное, как пережить кризис 1 года у ребенка – далее подробно обо всем по порядку.

Что такое кризис 1 года?

Любой кризис – это переход к чему-то новому, переломный момент в развитии.

Сущность кризиса 1 года заключается в новообразованиях и приобретениях.

  • Приобретением первого года жизни является ходьба. Эта новая функция в физическом развитии существенно расширяет возможности малыша;

Кстати, вас может интересовать вопрос, почему детка еще не ходит? Читайте статью Ребенок боится ходить самостоятельно>>>.

  • Еще одним новообразованием в 1 год является появление первых зачатков речи;

Ребенок хочет объясняться словами, но вот понять эти слоги и слова бывает чрезвычайно сложно. Малыш может обижаться в ответ на непонимание взрослых.

Все эти изменения и приводят к кризису года у ребенка.

  • Но главным является то, что это – важный и правильный этап в развитии малыша.

Он здоров и развивается по всем нормам. Понимание этого должно не огорчать, а, наоборот, вас радовать. Хотя это и непросто выдержать эмоционально.

Чтобы сохранять спокойствие в этот сложный период, смотрите интернет-семинар Мама, не кричи!>>>

Причины изменений в поведении годовалого ребенка

Изменившееся поведение является прямым следствием новых этапов в физическом развитии малыша (кризиса).

С приобретением навыка ходьбы в 1 год многое из того, что раньше было недосягаемым, теперь становится доступным.

  1. Игрушкой ребенка может стать все что угодно: пульт от телевизора, папин молоток и мамин смартфон. А это как раз далеко не всегда нравится взрослым;

Нет такого места на улице и в доме, где бы малыш не проявлял свое любопытство.

Только появляющаяся функция речи в 1 год слабо развита. Словарный запас малыша очень маленький на этом этапе жизни, поэтому он не может полностью объяснить свои желания.

  1. Такая ситуация заставляет нервничать ребенка – отсюда непонятные капризы и плач во время кризиса 1 года (читайте по теме важную статью: Когда ребенок начинает говорить?>>>).

Как проявляется кризис 1 года

Вот примерный список:

  • Постоянные капризы;
  • Отказ что-то делать (читайте по теме: Как заставить ребенка слушаться?>>>);
  • Ребенок требует того, что не просил раньше;
  • Проявление агрессии: в ход идут кулаки, зубы и т.д.;
  • В 1 год малыш начинает проявлять свое любопытство во всех местах дома. Он открывает все ящики, проверяя их содержимое, берет в руки все, что попадается на его пути, непременно проверяя это на вкус.

Длительность кризиса 1 года

Уставшие от вечных капризов родители, наверняка задаются вопросом: сколько длится кризис 1 года у ребенка?

1 год – это условная цифра и не означает, что ровно в 12 месяцев ребенок должен стать другим.

Кризис охватывает период с 9 до 18 месяцев. Это две крайние цифры, когда может начаться и закончиться кризис. Поэтому он может наступить как в 9 месяцев, так и в 1, 5 года – это зависит от индивидуальных особенностей физического развития малыша.

Как легко пережить кризис 1 года у ребенка?

Главная ваша задача в период кризиса 1 года – внимательно прислушаться к малышу и посмотреть на него с другой стороны.

Важно! Поведение родителей во время кризиса определяет дальнейшее психологическое развитие ребенка.

В 1 год он делает свои первые самостоятельные шаги.

Если родители начнут всячески пресекать самостоятельные проявления ребенка, то в зрелом возрасте он может стать безынициативным и безучастным ко всему человеком, не способным принимать самостоятельные решения и добиваться поставленных целей.

Как легко и правильно пережить кризис 1 года у ребенка?

  1. В период кризиса 1 года следует позволить малышу быть самостоятельным;

Если он хочет держать ложку сам, то стоит разрешить ему это сделать, но годовалый малыш обязательно должен пробовать кушать сам.

О питании ребенка старше года, как научить его кушать чисто и аккуратно, смотрите в интернет-курсе Едим с удовольствием: возвращаем аппетит ребенку>>>

Не препятствуйте, если малыш разбрасывает вещи, которые достал из ящика. Он изучает траекторию полета, учится строить взаимосвязи между предметами.

  1. Во время кризиса 1 года нужно разрешать ребенку ломать;

Взрослым стоит помогать своим детям набираться опыта. Например, построить с ними вместе башню из кубиков. Годовалый малыш обязательно ее разрушит, а родители, в свою очередь, должны заново построить замок.

Только после того, как ребенок научится ломать, он начнет строить вместе с родителями. Также обратите внимание на статью Как вести себя с ребенком?>>>

Важно! Ни в коем случае не следует в период кризиса 1 года ругать малыша за сломаную игрушку.

  1. В кризис 1 года каждое действие с ребенком должно сопровождаться речью. Чем больше вы будете разговаривать с годовалым малышом, тем быстрее у него сформируется полноценная речь;
  2. Еще одно немаловажное умение взрослых во время кризиса 1 года у ребенка – это умение правильно запрещать;

Запрет не должен содержать в себе отрицание.

  • Вы наверняка встречали уже такие ситуации, когда годовалому ребенку говорят: «Не лезь в лужу» и он обязательно наступит в нее;
  • Мама кричит вдогонку своему малышу: «Не упади» и видит, как тут же, на ее глазах, он совершает падение.

Это происходит потому, что мозг годовалого ребенка слышит вместо «не лезь» наоборот «лезь». А «не упади» воспринимается как «упади» и т.д. Читайте полезную статью по этому вопросу: Как объяснить ребенку, что нельзя?>>>

По возможности, следует стараться меньше произносить таких отрицательных фраз. Лучше заменить слово «нельзя» на слово «опасно».

  1. Во время кризиса 1 года не должно быть много запретов. Они обязательно должны согласовываться между всеми членами семьи;

Есть ситуации, когда без запретов не обойтись. Потакать во всем ребенку в 1 год конечно не стоит. Но запреты должны быть железобетонными. Если нельзя этого делать сегодня, значит, и завтра должно быть тоже самое.

Вся семья должна четко следовать установленным правилам. Если мама с папой не разрешают кушать шоколад ребенку в 1 год, значит и бабушка с дедушкой не должны покупать.

Помните! Запретов не должно быть больше 10. На одно «нельзя» должно быть три «можно». Это значит, что годовалому малышу стоит по возможности больше разрешать, чем запрещать.

Более подробно о правильных запретах и секретах общения с годовалым малышом смотрите в новом интернет-семинаре Как справиться с упрямым годовасом: как прожить кризис 1 года без криков, нервов и шлепков? >>>

  1. Во время кризиса 1 года ребенку следует больше позволять;

Детей мало интересуют дорогие игрушки. Они им быстро надоедают. Зато обычные бытовые вещи вызывают у них невероятный интерес.

  • Не нужно отвлекать ребенка или давать ему играть в детские игрушки, когда вы занимаетесь уборкой или готовите что-то на кухне;

Наоборот, дайте годовалому малышу попробовать пропылесосить или поиграть кусочком теста. Это прекрасно будет развивать его моторику, а значит, улучшит развитие головного мозга и речь.

  • Также ничего страшно не произойдет, если годовалый малыш потрогает грязь рукой или покопается в песке. Вымыть руки ничего не стоит, а вот сенсорные и тактильные ощущения ребенку в 1 год крайне важны.

Хоть вашему малышу недавно исполнился годик, полезна будет и статья Чем занять ребенка в 1,5 года?>>>

Опасные моменты самостоятельности ребенка в 1 год

Внимание! В период кризиса 1 года у ребенка все опасные предметы должны быть убраны из поля зрения малыша. За этим строго нужно следить.

У вас может возникнуть логичный вопрос: что делать, когда у ребенка кризис 1 года и он проявляет любознательность к опасным вещам (огонь, колюще-режущие предметы): тоже разрешать, не ограничивая его самостоятельность или запрещать?

Есть несколько вариантов, как поступать в такой ситуации.

  1. Можно использовать совет, описанный выше, по поводу строжайших запретов в 1 год;
Читайте также:  Какая диета при сахарном диабете, диета 5

Но можно пойти и по иному пути.

  1. Ребенку можно позволять пробовать все, включая и опасные вещи, но только под вашим неусыпным контролем.

Можно приблизить руку ребенка к огню, чтобы он ощутил жар или дать потрогать острый гвоздь или нож, но аккуратно, чтобы ребенок не поранился.

Суть такого обучения малыша в 1 год быть осторожным заключается в следующем:

  • Тактильные болевые ощущения передают сигнал в мозг об опасности;
  • Это эмоциональное ощущение запоминается на уровне подсознания;
  • В следующий раз ребенок уже не потянется к огню или иголке, при виде опасных предметов он автоматически не подойдет к ним, обходя стороной.

Когда закончится кризис 1 года у ребенка?

При правильно выстроенных отношениях, границах и вашей последовательности действий кризис не затянется надолго.

2-3 недели и ребенок перестает быть трудным, вы уже легко можете с ним договориться.

Если же кризис у ребенка затягивается на месяцы, то это уже не кризис, а нарушения в процессе воспитания, которые нужно решать через повышение осознанности и своих родительских знаний.

Из него вы получите подробное объяснение особенностей каждого возраста от 1 до 5 лет + я вам дам целый арсенал методик, как договариваться с ребенком, чтобы воспитание было вам в радость.

Кризис одного года: как проявляется, сколько длится

Кризис 1 года у ребенка – это первое серьезное испытание для родителей. Если мама и папа знают, как проявляется кризис первого года жизни, чем он вызван, то многих ошибок в воспитании крохи можно избежать. От правильной реакции родителей на возрастное изменение поведения ребенка в период кризиса первого года зависит психологический комфорт и личностное развитие малыша.

Что такое кризис 1 года

Что такое кризис 1 года

Предпосылками к возникновению кризиса первого года жизни ребенка в психологии считаются:

  • частые капризы, причины которых сложно понять;
  • перепады настроения.

Малыш растет, с каждым днем становится все более самостоятельным. Теперь он уже устойчиво стоит на ножках, видит окружающий мир с совсем другого ракурса. Малютка считает, что стал большим, что он ничем не отличается от взрослых. Однако к нему продолжают относиться как к малышу. Это противоречие и рождает кризис одного года у ребенка.

Годовалый карапуз в своих действиях движим собственными сиюминутными желаниями. Но взрослые диктуют ему правила и запреты. Практически на каждое свое «хочу», ребенок слышит от мамы и папы «нельзя». Он не понимает, чем обусловлены запреты, почему нужно подчиняться правилам. В нем горит жажда познания окружающей действительности, которая хранит в себе розетки, мобильные телефоны, острые бытовые предметы. Но стоит протянуть руку к привлекательному предмету, как тут же раздается строгий голос: «Нельзя!» Детский интерес не удовлетворяется, он злится и плачет.

Психологическая сущность кризиса первого года жизни ребенка заключается в том, что малыш не может соединить в одно целое собственные желания и требования взрослых, свою потребность в самостоятельности и физиологическую зависимость от матери.

Признаки

упрямство ребенка

В периодизации возрастной психологии кризис 1 года у ребенка является границей между младенчеством и ранним детством. Его признаками являются:

  • стремление к самостоятельности;
  • бурное эмоциональное реагирование на неудачную попытку сделать что-то самостоятельно;
  • попытки обозначить словом свои потребности;
  • упрямство и настойчивость в получении желаемого;
  • стремление к выработке собственного мнения, отличного от точки зрения взрослых.

Как правило, первая вспышка кризиса одного года бывает самой яркой, потому что малыш впервые ощущает эмоциональный внутриличностный конфликт, не знает, как себя вести в такой ситуации, не может предположить, как будут реагировать родители.

Важно правильно распознать у ребенка признаки кризиса 1 года. Ошибочно объясняя яркую эмоциональную реакцию тем, что ребенок заболевает или тем, что у него плохой характер, родители блокируют противоречия детской души. В дальнейшем это может стать причиной тяжелой адаптации к обществу сверстников.

Как проявляется кризис 1 года

Как проявляется кризис 1 года

Распознать кризисы у детей бывает сложно, так как темпы физиологического и психологического развития у всех малышей индивидуальны. Как правило, проявления кризиса становятся заметны спустя 3–4 недели после становления навыка самостоятельной ходьбы у малыша. Кризис 1 года у ребенка проявляется как совокупность следующих новообразований:

  • всплеск двигательной активности, непоседливость;
  • неподдельный интерес к опасным предметам;
  • появление требовательных интонаций в голосе;
  • способность к переживанию обиды и разочарования;
  • способность выразить недовольство;
  • упрямое сопротивление рациональным действиям взрослого;
  • расширение запаса мимических реакций (малыш умеет плотно сжимать губы, хмурить брови, смотреть исподлобья или с прищуром);
  • расширение диапазона средств, с помощью которых кроха требует то, что ему нужно (громкий крик без слез, топанье ножкой, резкие взмахи руками, падение на пол);
  • ревность по отношению к матери, назойливость;
  • отказ от соблюдения режимных моментов.

Причины изменений в поведении

Причины изменений в поведении

Знание причин, которые лежат в основе кризиса первого годика жизни, помогает понять суть данного феномена. К ним относятся:

  • большой поток информации, с которой малыш сталкивается каждый день, открытие для себя всего пространства квартиры;
  • ежедневное знакомство с большим количеством новых предметов;
  • скачок в развитии психических функций;
  • слабое развитие речи, не позволяющее четко и ясно рассказать взрослым о своих потребностях и желаниях;
  • первый опыт самостоятельного и осознанного пространственного отдаления от родителей;
  • необходимость ежедневно тренировать большое количество навыков (самостоятельно умываться, одеваться, есть ложкой, говорить);
  • большая физическая нагрузка, обусловленная становлением навыка самостоятельной ходьбы;
  • утрата психофизиологической связи с мамой и стресс в результате прекращения грудного вскармливания.

Краткое описание причин кризиса 1 года у ребенка показывает, что это естественный феномен возрастной психологии, избежать которого не получится. Дальнейшее социальное развитие малыша на этапе раннего детства не будет полноценным, если исключить из онтогенеза кризис 1 года.

Что чувствует малыш

Согласно возрастной психологии, годовалый малыш пребывает в состоянии стресса от скачка в развитии психики. Теперь он осознает собственные желания, хочет заявить о них всему миру. Он чувствует, что физически стал самостоятельным: можно отпустить мамину руку и убежать от нее в другую комнату. Однако тот факт, что мама будет ходить на работу, на долгое время исчезая из поля зрения малыша против его воли, ему не нравится. Психоэмоциональная связь с мамой очень прочна, если мама уходит, малыш плачет.

Накопленный к этому времени опыт делает годовалого кроху очень восприимчивым к явлениям окружающего мира. Ему нравится находиться среди людей, он с интересом разглядывает их лица. Ему все интересно, хочется все потрогать и попробовать на вкус, ведь с опасностями этого мира он пока не знаком.

Поведение годовалого карапуза определяется взрослым, но при этом у него уже сформирована такая психологическая структура, как характер. Некоторые запреты взрослого противоречат его собственным убеждениям, поэтому и возникает бурный протест.

Для годовалого малыша взрослый является источником положительных эмоций. В этом возрасте дети способны безошибочно распознавать настроение взрослых. Родители играют с ним, кормят его, водят гулять. Ребенку нравится проводить время с мамой или с папой. Когда на него долго не обращают внимания, он скучает, хочет общения. Чтобы обратить на себя внимание взрослого, ребенок начинает хныкать.

Понять, что чувствует ребенок, совсем не трудно. Для этого нужно всего лишь признать, что он является личностью, у него есть свои предпочтения, желания и потребности.

Длительность кризиса у годовалого ребенка

Длительность кризиса у годовалого ребенка

Название данного возрастного кризиса весьма условно. Время его появления у ребенка зависит от становления навыка самостоятельной ходьбы. Сколько длится кризис 1 года у ребенка, как он протекает – зависит от индивидуальных особенностей крохи и реакций взрослых на негативные поведенческие сюрпризы, обусловленные переходом на новый этап развития.

По мнению Комаровского, кризис 1 года у ребенка длится с 8 до 15 месяцев. Однако известны случаи, когда ребенку удавалось успешно преодолеть кризисный этап за месяц. А кому-то для этого нужно 10-12 месяцев. Продолжительность кризиса определяется не только психофизиологией малыша, но и грамотным реагированием родителей на поведенческие вспышки.

Оптимальным временем преодоления возрастных внутриличностных противоречий малыша является период с 12 до 15 месяцев. К этому времени физиологическое созревание мозга и нервной системы приходит в равновесие с психологической ситуацией развития. Чем больше понимает ребенок, тем легче ему пережить кризисный этап онтогенеза.

Если кризис начался до 12 месяцев, родителям нужно понимать, что мозг ребенка еще не обладает достаточным количеством нейронных связей, поэтому справиться с возникающими противоречиями малышу будет трудно.

Родители отмечают, что после успешного завершения кризиса одного года, малыш делает огромный шаг вперед в своем развитии: он научается прыгать, учится подчинять свои желания правилам, его словарный запас расширяется, а в поведении прослеживается произвольность.

Опасные моменты самостоятельности ребенка в 1 год

ребенок приблизил руку к огню

Детский интерес к предметам быта может привести к травме. Убрать все опасные предметы из поля зрения малыша невозможно. Важно понимать, что опасность для ребенка кроется не в самом предмете, а в том, что малыш без контроля взрослого берет эту вещь.

Полноценная картина о мире будет складываться у ребенка только тогда, когда он будет знакомиться со всеми его предметами и явлениями, в том числе и с опасными. Но делать это нужно только вместе со взрослым и под его контролем.

Лишь приблизив руку ребенка к огню, чтобы он почувствовал его температуру, получится объяснить малышу опасность пожара. Только аккуратно прикоснувшись к острому лезвию ножа, ребенок поймет, что этим инструментом можно пораниться.

При таком подходе малыш на подсознательном уровне понимает, что нужно быть осторожным. Через тактильные ощущения в мозг передается сигнал об опасности.

Как легко пережить кризис

Как легко пережить кризис одного года

Чтобы кризис прошел быстро и безболезненно, родителям нужно подготовиться к этому важному периоду. Психологи советуют придерживаться следующего алгоритма действий:

  1. Признать, что ребенок является личностью. Его требования на расширение прав естественны. Все родительские запреты должны быть аргументированы. Если ребенок хочет попробовать что-то сделать самостоятельно, нужно предоставить ему такую возможность, но под контролем взрослого.
  2. Важно правильно формулировать запреты. Следует отказаться от использования в запрете частицы «не». Вместо слова «нельзя» лучше использовать слово «опасно». При этом запретов не должно быть много. Прежде чем запрещать что-либо ребенку, родителям необходимо это обсудить между собой, чтобы выработать единый взгляд на воспитание в семье.
  3. Создать безопасные бытовые условия. Если малышу будет разрешено участвовать в бытовых делах вместе с мамой, он будет в восторге.
  4. Создавать условия для всестороннего развития ребенка.
  5. Во время игр ребенку нужно разрешать ломать постройки из кубиков, разбирать мозаику. После того, как ребенок разрушил построенную башню, нужно ее снова построить. Это развивает логическое мышление.
  6. Разговаривать с ребенком. Если малыш чем-то возмущен, нужно дать ему выговориться и обязательно постараться понять его чувства. Услышав спокойную речь мамы, малыш успокаивается. Свои высказывания мама может сопровождать поцелуями и поглаживаниями. Такое общение формирует доверительные отношения между ребенком и родителями.
  7. Соблюдение режимных моментов важно для здоровья малыша. Не стоит от них отказываться только потому, что ребенок протестует. Их можно сохранить, если использовать не строгое принуждение, а игру.

Ребенок никуда не отпускает маму – что делать

мама и ребенок

Многие мамы в кризис 1 года или в кризисы у детей после года сталкиваются с такой проблемой: нет времени делать домашние дела, так как ребенок никуда не пускает, не слезает с рук. Что делать в такой ситуации?

Прежде всего необходимо определить причину, по которой ребенок боится исчезновения мамы из поля зрения. Это могут быть:

  • Очень прочная психологическая зависимость ребенка от матери. Когда мама рядом, ребенок чувствует себя в безопасности. Если же она уходит, у него появляется беспокойство. Кроме того, дети очень тонко чувствуют эмоциональный настрой матери. Если женщина переживает, волнуется, оставляя малыша, он скопирует ее состояние. . Когда мама уходит, ребенок не знает точного времени ее возвращения. Он опасается, что она не вернется. Такое случается, если в качестве основного средства коррекции поведения родители используют угрозы: «Будешь так себя вести, уйду от тебя!» Когда мама уходит по делам, малыш полагает, что наступил тот момент, когда из-за его плохого поведения мама ушла.
  • Дефицит внимания. Если мама находится рядом с ребенком, но занята своими делами, ему не хватает общения. Видя, что мама куда-то собирается, ребенок расстраивается: он ждал, что мама обратит на него свое внимание, а она уходит.

Научить малыша спокойно воспринимать отсутствие мамы можно, если почаще играть с ним в прятки. Частые визиты близких родственников и друзей семьи способствуют формированию у него спокойного отношения к тому, что не всегда с ним рядом может находиться мама. Ничего страшного в том, что иногда рядом находится другой человек, нет.

Снижению ситуативной тревожности малыша способствует фраза мамы: «Я пойду в магазин, скоро вернусь». Такие фразы формируют доверие ребенка к матери: мама сказала, что скоро вернется, и действительно пришла через несколько минут. Это лучше, чем уйти тайком. Если ребенок был занят игрой, а потом обнаружил, что мама исчезла, он рыдает в голос. Когда мать возвращается, малютка не отходит от нее ни на шаг, опасаясь, что она снова исчезнет.

Чего нельзя делать при кризисе 1 года у ребенка

В кризисный период онтогенеза не допустимы следующие действия родителей:

  • паника по поводу предстоящего сложного периода жизни ребенка;
  • прекращение грудного вскармливания;
  • повышение голоса во время общения с ребенком;
  • потакание капризам малыша;
  • запрет на любые попытки проявления самостоятельности;
  • наказывать за сломанную игрушку или испорченную вещь;
  • игнорирование потребностей ребенка во внимании и общении.

Советы доктора Комаровского

доктор Комаровский

Доктор Комаровский кризис 1 года у ребенка называет капризной порой. В работах этого автора можно найти советы по преодолению кризиса 1 года:

Прежде чем заниматься домашним хозяйством после возвращения домой, маме рекомендуется уделить полчаса ребенку: поиграть с ним, поговорить, посадив к себе на колени. Затем можно вместе отправиться на кухню. Пока мама занята приготовлением ужина, ребенок с удовольствием посидит рядом с ней, наблюдая за ее действиями или играя кастрюлями.

Мои рекомендации

Новообразования психики на пороге новых этапов онтогенеза сопряжены с кризисами. Это нормально. Родителям нужно запастись терпением: пройдет немного времени, и все наладится.

Не стоит ругать малыша за негативные поведенческие реакции в период кризиса. Психологическая практика показывает, что это неэффективно. Альтернативой этому служит доверительное общение, разъяснение ребенку сути эмоциональных состояний. Малыш успокаивается, когда видит ,что мама понимает его чувства и разделяет их.

Легче преодолевают кризисы те дети, родители которых поощряют их самостоятельность. Начиная с самостоятельности в одевании и умывании, родители постепенно формируют у ребенка уверенность в себе, инициативность и любовь к порядку.

Если взгляды родителей на воспитание совпадают, супруги спокойно относятся к кризису, то его протекание будет безболезненным для семьи.

Заключение

Возрастная психология насчитывает несколько кризисов у ребенка. Первый из них – кризис одного года. Бояться его наступления не надо. Особенности протекания этого напряженного периода и его продолжительность зависят от того, как родители относятся к данному явлению. Появление кризиса 1 года свидетельствует о нормальном психическом развитии малыша.

Если ребенку исполнилось 1,5 года, а кризис еще не наступил, стоит проконсультироваться со специалистами. Это может указывать на отклонения в развитии психики.

У ребёнка кризис первого года жизни: что делать родителям?

грудничок капризничает

Многие родители замечают, что их дети по мере приближения к годовалому возрасту начинают больше капризничать. Обычно они отказываются есть или спать, плачут, упрямятся по мелочам, не отпускают маму от себя ни на шаг и т. п. В чём же причина таких перемен? Всё это кризис 1 года у ребёнка. Начинается он примерно в возрасте десяти месяцев и может продолжаться почти полгода, а иногда и год. Определить первый возрастной кризис у малыша совсем нетрудно, так как он имеет ряд своих особенностей и признаков. А вот волноваться по поводу странного поведения любимого чада мамам-папам совершенно не стоит. Не нужно думать, что так кроха хочет показать свой характер. Это лишь один из периодов в жизни каждого карапуза. И ваша первостепенная задача — помочь ребёнку справиться со всеми трудностями этого переходного момента.

Читайте также:  Допустимая норма алкоголя в крови в 2020 году

Что такое кризис первого года

Отрезки времени, когда меняются поведение и привычки малыша — неотъемлемая часть взросления ребёнка. И называются они возрастными или личностными кризисами. На протяжении жизни такие кризисы повторяются регулярно. В детстве это происходит в первые недели после рождения, в 1 год, в три, в шесть и в 12–14 лет.

Возрастные кризисы у детей: причины, признаки, что делать

Возрастные кризисы у детей: причины, признаки, что делать

Рано или поздно у ребёнка возникают новые потребности, а то, что использовалось для их удовлетворения раньше, перестаёт быть актуальным. В этом и заключается суть проблемы.

Именно в возрасте 1 года (плюс-минус 1–2 месяца) малыш делает первые шаги, начинает активно изучать окружающий мир. Но его стремления и порывы чаще всего ограничиваются родительским категорическим «нет!». От этого и слёзы, и капризы, и упрямство.

Помните первопричину мировых революций: «Низы не могут, а верха не хотят»? Здесь примерно та же ситуация. Мамы и папы должны осознать, что их малыш вырос, стал более самостоятельным, коммуникабельным и мобильным, и начать относиться к крохе по-другому. Но как понять, что кризис у годовалого карапуза уже наступил?

Признаки кризиса

  • Непослушание, упрямство. Малыш уверен, что всё и всегда может делать самостоятельно. И когда ему перечат и запрещают, он категорически отказывается подчиняться.
  • Частая смена настроения. Карапуз выражает недовольство практически всем и вся. Реакция на те или иные ситуации в корне меняется, появляется агрессия.
  • Противоречивый характер поведения. Выражается в том, что сначала кроха обнимает, а затем бьёт кого-то или сначала выпрашивает игрушку, а потом её выбрасывает.
  • Ранимость, обидчивость. Ребёнок часто плачет, капризничает. Зачастую его сложно успокоить, потому что причину его слёз найти практически невозможно.
  • Страх потерять маму из поля зрения. Это годовалых карапузов чаще всего называют «маминым хвостиком».
  • Ребёнок постоянно требует внимания. Ему важно, чтобы за ним наблюдали и играли в его игры. Малыш начинает ревновать.

Причины проблемы

А теперь разберём подробнее основания для такого поведения. Особенностью первого года жизни любого ребёнка является то, что он развивается всесторонне — как умственно, так и физически. Он активно изучает мир вокруг. В 10–12 месяцев уже может брать и удерживать в руках вещи, которые раньше были для него недоступны. Делает свои первые шаги.

Поэтому малыш и считает, что он взрослый, самостоятельный, и может вполне обойтись без вмешательства взрослых, а любые запреты вызывают у него лишь негодование. Что и можно назвать первой причиной кризиса 1 года.

Это проявляется, когда кроха упорно делает попытки есть самостоятельно, а родители не поддерживают его в благих начинаниях. Или же когда он хочет ходить без посторонней помощи, а мама не отпускает его руку.

Взрослые продолжают себя вести с подросшим чадом так же, как и раньше. А при столкновении с сопротивлением и агрессией они зачастую ведут себя совсем неправильно: злятся, кричат, а иногда и применяют силу. Вот вам и вторая причина кризиса.

Отсюда вывод — ребёнок в 1-й год капризничает, потому что он подрос, изменились его потребности и возможности, и родителям нужно тоже перестраиваться и начинать относиться к малышу по-другому, давать ему больше свободы и уважать в нём личность.

Продолжительность

Продолжительность кризисного периода в первый год жизни варьируется от недели до года, что напрямую зависит от характера малыша и умения взрослых вовремя разглядеть перемены в своём ребёнке и среагировать на них.

А иногда родители и вовсе не замечают никаких кризисных явлений, поскольку дети бывают спокойными сами по себе, а с их мнениями и желаниями в семье считаются всегда.

Как справляться: советы психологов

Некоторые родители мирятся с тем, что их дети становятся капризными, и продолжают им потакать, даже когда те становятся старше. Остальные же, напротив, со сложившимися обстоятельствами смиряться отказываются и применяют в отношении детей не совсем популярные меры. Тем не менее существуют методы, с точки зрения психологов правильные и не такие уж сложные, с помощью которых можно договориться с протестующим малышом.

  1. По максимуму отбросьте излишние запреты. Пускай их будет не так много. Чтобы каждый раз не запрещать ребёнку брать ту или иную вещь, просто переставьте эти вещи в недоступное место.
  2. Если кроха проявляет инициативу и пытается сделать что-то самостоятельно, не пресекайте его.
  3. Если малыш не хочет кушать — не заставляйте его, лишь предлагайте. Когда он проголодается, то обязательно поест.
  4. Научитесь понимать своего карапуза и внимательно относитесь к его просьбам, желаниям. Хоть он и не умеет ещё выражать свои мысли, мама наверняка их интуитивно почувствует.
  5. Родители должны быть лучшими друзьями своего чада, а не строгими воспитателями, поэтому проводите больше времени с малышом — ползайте вместе с ним, играйте в игрушки, которые он предлагает.
  6. Постоянно общайтесь с крохой. Ведь это важно не только как проявление внимания, но и как аспект развития речи. Говорите с ним обо всём на свете — рассказывайте о том, чем сейчас занимаетесь, что планируете сделать, спрашивайте его мнение.
  7. Задействуйте ребёнка при выполнении повседневных дел. Будьте уверены, что ему будет это интересно. И уж тем более, если он услышит похвалу в свой адрес, то точно поможет вам и в следующий раз. Просите его о помощи.
  8. Если малыш плачет, не переставая, и его не получается успокоить всевозможными уговорами, оставьте его в одиночестве, но ненадолго. Когда он поймёт, что родители совсем не обращают внимания на проявления его характера, он практически сразу же переключится на другое занятие.

Чего делать нельзя

Существует и ряд табу, которыми ни в коем случае нельзя пренебрегать в этот нелёгкий период:

  1. Нельзя оказывать давление на ребёнка и показывать, что вы старше и сильнее, вы должны быть другом и защитником для него.
  2. Не нужно запрещать карапузу проявлять самостоятельность, иначе, став более взрослым, он будет продолжать надеяться на вашу помощь.
  3. Запретов должно быть по минимуму, но и вседозволенности здесь тоже не место.
  4. Родители, а также все родные и близкие, которые общаются с малышом, должны придерживаться одной схемы отношений с ним, чтобы не возникало ситуаций, когда мама запрещает ему то, что разрешает бабушка, к примеру.
  5. Ребёнку должно оказываться достаточное количество внимания, но не всё своё время вы обязаны проводить с ним. Родители должны суметь доходчиво объяснить крохе, что у них есть и другие дела.
  6. В этом возрасте дети всё повторяют за взрослыми, поэтому не позволяйте себе проявлять свои плохие стороны в присутствии ребёнка.
  7. Нельзя кричать на малыша или бить его, хотя в этот период с его капризами и трудно справляться.
  8. Отвлекайте кроху от проблем, но не давайте маленькому капризуле по любому поводу сладкое и не берите на руки по первому требованию.

Стоит ли бояться кризиса первого года

Не нужно бояться кризиса 1-го года — он закономерен. То, что он протекает остро, не должно настораживать родителей.

Именно яркое его проявление говорит о том, что ребёнок формируется как личность правильно. А внешнее отсутствие проявлений, которое создаёт иллюзию гармоничного развития, наоборот, свидетельствует о том, что психика не получила подобающего развития. Помните о том, что недопонимание является гораздо опаснее самого кризисного периода.

Видео: «Непослушные дети» — Комаровский

Все проявления кризиса первого года пройдут очень быстро, если вы сможете начать относиться к своему ребёнку, который переживает такой непростой период, с уважением и пониманием. После этого, будьте уверены, последует время стабильности, когда малыш будет активно продолжать развиваться и радовать родителей новыми успехами. Негативные черты характера могут закрепиться лишь в том случае, когда родители будут давить на кроху и показывать свою силу. Лишь при тесном взаимодействии с ребёнком вы не только преодолеете кризисный период в короткие сроки, а ещё и заложите прочный фундамент для взаимного доверия и гармоничного развития вашего любимого чада в будущем.

«Я главный», или Кризис первого года жизни малыша

Вашему малышу уже годик! Казалось бы, самое сложное позади: зубки прорезались, колики пережили, через первые прививки прошли, самостоятельные шаги сделали. И вдруг ребенка словно подменили: из послушного маминого ангелочка он превратился в настоящего чертенка! Именно в данный момент появляются первые «картины» на обоях, малышу перестает нравиться повседневное меню и все сопровождается капризами и истериками. Это и есть кризис первого года жизни!

Не стоит пугаться и расстраиваться: жизнь и взросление всегда идут по этапам. Главное — разобраться в причинах, проявлениях и выбрать для себя самые удобные способы борьбы с ними.

В чем же суть кризиса первого года?
В детском возрасте ребенок проходит пять переломных этапов: рождение, один год, три года, семь лет и половое созревание, так называемый переходный возраст (13–16 лет).
Кризис первого года жизни обычно наблюдается в период с девяти месяцев до полутора лет. Это как раз тот момент, когда малыш начинает самостоятельно ходить и пытается разговаривать на своем, детском языке. Благодаря развитию новых навыков у ребенка возникает тяга к независимости: он пытается оторваться от мамы и отправиться на изучение окружающего мира. У крохи появляется собственное мнение, и, если родители не готовы его принять, отстаиваться оно будет со скандалами. В этот период происходит становление ребенка как самостоятельной личности.
Первое, что вызывает плохое настроение маленького человека, — это желание самостоятельности и в то же время огромная зависимость от помощи взрослых и их оценки. Кроме того, в этом возрасте не совпадают желания и возможности: хочется сказать, но никто не понимает; хочется обуться, а шнурки не завязываются; хочется достать, а дотянуться никак нельзя.

Как распознать?
Обычно проявляется кризис у всех детей одинаково. Если спокойные от природы малыши и хулиганить будут меньше, то непоседы не дадут маме и минуты покоя.
Давайте разберемся в основных признаках кризиса первого года жизни.
1. Увеличение самостоятельности и независимой активности. Малыш старается действовать сам во время повседневных занятий: кушать, одеваться и раздеваться, завязывать шнурки, чистить зубы, овладевать новыми навыками.
2. Обидчивость на замечания и недовольства. На любое, даже самое незначительное замечание реакция может быть очень бурной, со слезами и капризами, а порой даже с агрессией, направленной в сторону обидчика.
3. Неуправляемость: настырность, упрямство, постоянное требование внимания к себе.
4. Противоречивое поведение. Не все еще под силу маленькому человеку, поэтому он может обратиться к вам за помощью, но тут же от нее отказаться.

Как справиться с «переходным» возрастом малыша?
Для каждой мамы очень важно выбрать наиболее подходящее для нее и ее малыша поведение. В кризисный период важно не просто избежать истерик, добиться своего, но и помочь ребенку поверить в себя и в свои силы.
1. Самое главное — никогда не заставлять ребенка силой что-то делать или не делать. Из детей, воспитанных в излишней строгости, обычно вырастают или замкнутые и безынициативные подростки, или озлобленные и агрессивные. Ни один из вариантов не предвещает счастливого будущего уже ставшему взрослым малышу. Если ребенок категорически отказывается одеваться, можно показать ему пример, одев его любимого мишку и рассказав, как мишке будет тепло и весело гулять на улице. Если карапуз отказывается от каши на обед, посадите рядом с ним того же самого мишку, и пусть они кушают вместе.
2. Соблюдать режим дня. Каждый маленький ребенок должен вовремя кушать и обязательно спать днем. Но чтобы это было приятным занятием, он должен хорошенько устать! Не поленитесь выделить время прогулке, игре или какому-нибудь развивающему занятию. В благодарность за внимание ребенок наградит вас хорошим аппетитом и крепким сном. Ведь режим дня — это залог здоровья и хорошего настроения.
3. Убрать все ненужное повыше. Спрячьте все «запретные» вещи в недосягаемые места и обеспечьте безопасность ребенку дома и на улице. Согласитесь: проще избежать неприятной ситуации, чем потом выяснять, кто же в ней виноват: мама, которая недосмотрела, или нашкодивший ребенок. Хочет он достать книжку с полки, так пусть это будет детская книжка с картонными страничками, а не взрослая с тоненькими бумажными. Хочется малышу залезть в лужу — наденьте на него резиновые сапоги.
4. Помогать крохе развиваться. Постарайтесь окружить вашего ребенка разнофактурными, разноцветными развивающими игрушками, чтобы ему было не просто интересно, но и полезно заниматься своими делами. А главное, чтобы он забыл о том, что есть «запретные» папин планшет или мамины духи.
5. Выделить личное пространство для ребенка. Пусть у него будет свой ящик для игрушек, в который он сможет положить все, что захочет. Или отдайте ему старый мобильный телефон, пусть неработающий, зато как у папы. Подарите малышу пластиковую тарелку, в которой он сможет готовить для своих мишек и собачек. Ему будет приятно, что где-то он главный.

6. Дать ребенку возможность быть самостоятельным. Как бы мало времени на сборы ни осталось, наберитесь терпения: пусть малыш сам натянет носок и застегнет пуговички на кофточке.
Если ложка никак не хочет попадать в рот, но малыш упорно старается с ней справиться, не мешайте. Помыть лишний раз пол займет пять минут, а вот слезы родного человечка могут испортить настроение на весь день.
Постарайтесь, чтобы в вашем меню был выбор. Если именно сегодня никак не заходит пюре и ребенок требует макароны, пусть это будут макароны. За один раз страшного ничего не случится, зато вы вырастете в глазах маленького человека. Постарайтесь понять, что это действительно важно для него.
7. Понимать разговоры вашего малыша. Постарайтесь разобраться в том, чего хочет ваш ребенок, и, если поняли, озвучивайте его желания. «Тебе нужна вот эта книжка?» «Ты хочешь надеть эту шапочку?» «Ты хочешь включить воду?» И по возможности помогите ему сделать то, что он просит. Запомните, желание понятое и озвученное — уже наполовину выполненное. А если желание опасное, объясните, почему нельзя этого делать и что может случиться.
8. Уважать, любить, хвалить, обнимать и целовать вашего малыша. Помните, сейчас ваше одобрение и любовь нужны крохе как никогда, ведь именно в данный период он делает первые шаги на пути превращения себя в личность, и без вашей поддержки у него ничего не получится. В первую очередь о себе он узнает из слов своих родителей, самых близких и важных в его жизни людей.

Как видите, кризис первого года жизни не так и страшен, если не терять чувства юмора, набраться терпения и стараться быть креативной. Любая мама, запомнив нехитрые правила, не только незаметно преодолеет переходный период в жизни ее ребенка, но и сохранит с ним хорошие отношения и сейчас, и на долгое время в будущем. Внимательно относитесь к еще маленькому, но уже такому большому человеку!

Кризис первого года жизни ребенка

кризис первого года

Первый юбилей малыша – важное событие в жизни родителей. Именно в этот период они замечают существенные изменения в поведения ребенка, именуемые кризисом первого года.

Что такое кризис развития?

Кризисом называется переход ребенка на качественно новый, неизведанный этап развития. Обычно начало кризиса связано с появлением новых физических навыков или иного взгляда на окружающий мир и свое место в нем. В психологии детского возраста выделяют пять основных кризисов:

  1. Кризис рождения (четвертый триместр беременности).
  2. Кризис первого года.
  3. Кризис трех лет.
  4. Кризис шести-семи лет.
  5. Кризис подросткового возраста.

Кризис первого года жизни обычно протекает наиболее мягко для родителей и ребенка по сравнению с остальными. Он может возникать в период с девяти месяцев до полутора лет и продолжаться в течение одного-трех месяцев.

Читайте также:  Легкое покалывание внизу живота при беременности

Почему возникает кризис первого года?

В возрасте около девяти месяцев малыш начинает активно осваивать важный для него навык ходьбы. В этот момент ребенок осознает свою физическую независимость от родителей. У него появляется стремление всё делать самостоятельно, иметь право выбора, расширить границы дозволенного. В то же время речевые навыки у ребенка еще плохо развиты, он наталкивается на непонимание со стороны родителей. Кроме того, большое число мам и пап просто не готовы к переходу ребенка на новую ступень развития. Как следствие, проявляются все признаки кризиса первого года.

Признаки кризиса первого года

кризис первого года

Выраженность признаков варьируется у разных детей. Для одних родителей кризис проходит практически незаметно, для других становится серьезным испытанием. Рассмотрим признаки кризиса, характерные для всех малышей :

  1. Ребенок становится упрямым. Родителям сложно его воспитывать, он хочет всё делать по-своему. При этом малыш может отказываться от еды, ношения привычной одежды, прогулок в коляске, купания.
  2. Происходит регресс сна. В возрасте одного года время бодрствования ребенка увеличивается и составляет уже не менее четырех часов. Малыш переходит на два (а иногда даже на один) дневных сна
  3. Возникают первые обиды. Ребенок может обидеться на любой запрет со стороны родителей или даже простое непонимание его просьб.
  4. Мгновенные перепады настроения. Только что смеявшийся ребенок может внезапно расплакаться, казалось бы, без видимой причины.
  5. Ревность. Именно в этот период малыш начинает ревновать родителей к другим взрослым, детям и даже домашним животным. Ребенок может ревновать мать к отцу, и наоборот (первые проявления эдипова комплекса).
  6. Желание всегда быть рядом с мамой. Ребенок не терпит гиперопеки, но мама всегда должна находиться в поле зрения.
  7. Манипулирование плачем. До этого периода плач был основным способом сообщить маме о каком-либо дискомфорте и неудовлетворении базовых потребностей малыша. В возрасте одного года ребенок начинает осознавать, что плачем можно добиться желаемого.

Можно ли избежать кризиса?

Избежать кризиса нельзя.

Кризис –закономерный этап развития ребенка, необходимый для перехода на новый физический, интеллектуальный и эмоциональный уровень.

Он случается у всех детей, но выражен в разной степени. Неправильное поведение родителей в этот период может привести к отклонениям в развитии ребенка в будущем.

При этом кризис развития не является патологией или заболеванием, а значит, не требует лечения. Родители могут лишь выбрать правильную тактику поведения и придерживаться ее в течение всего периода. Вне зависимости от выбранного поведения кризис заканчивается по прошествии трех месяцев. От тактики родителей зависит лишь поведение ребенка на новом этапе развития до следующего возрастного кризиса.

Как справиться с кризисом?

кризис первого года

Прежде всего родителям нужно осознать возросшую самостоятельность своего малыша. Он перестал быть совершенно беспомощным человеком. Теперь это ребенок со своими желаниями и мнением. Отсюда главное правило преодоления кризиса первого года жизни – дать малышу больше свободы.

Создаем безопасную среду

С того момента, как малыш начинает предпринимать первые попытки самостоятельного передвижения, все опасные, дорогие, хрупкие предметы должны быть убраны на верхние полки и в закрытые шкафы. Необходимо обезопасить ребенка от электроприборов, розеток. Колющие и режущие предметы также убираются в закрытые высокие ящики.

Даем ребенку свободу передвижения

Из обихода исключаются приспособления, ограничивающие передвижения: манежи, детские стульчики, ходунки. Стульчик используется для еды и, по желанию ребенка, для спокойных игр. В качестве ходунков можно применять только специальные «толкатели». Не нужно использовать защитные шлемы на голову и защитную одежду. Не надо застилать весь пол толстыми одеялами и подушками. Ребенок должен научиться падать, осознать, что неосторожные движения, быстрый бег приведут к падению. Это поможет избежать более серьезных травм в будущем.

Разрешаем малышу исследовать мир

кризис первого года

Большинству малышей гораздо интересней играть с обычными бытовыми предметами, чем со специально разработанными для них игрушками. Не нужно отбирать у ребенка предметы, которые, по общему мнению, не предназначены для игр, если они не опасны. Пусть он играет с небьющейся посудой, кастрюлями и ложками, пусть рвет бумагу и перебирает крупы. Все эти действия позволяют малышу исследовать мир, развивать моторику.

Не нужно ставить блокираторы на все ящики и шкафы. Следует оставить один или два ящика с безопасными предметами открытыми. Ребенку понравится вытаскивать вещи из ящика и складывать их обратно.

Налаживаем режим дня

К году у малышей в большинстве случаев уже есть режим дня, но в период кризиса этот режим может нарушаться. Задача родителей – восстановить его. Если ребенок следует режиму, он становится более дисциплинированным, уравновешенным и менее капризным. Ежедневная определенная последовательность действий и ритуалов помогает малышу преодолеть этот трудный период.

Принимаем помощь ребенка

В возрасте одного года малыш интересуется повседневными заботами мамы и папы. По возможности нужно позволять малышу помогать в этих делах. Если ребенок интересуется стиральной машиной, можно позволить ему помочь загрузить белье перед стиркой и развесить вещи сушить после. Если ребенок хочет помочь мыть посуду, можно предложить ему помыть посуду для кукол. Во время уборки по дому мама может дать ребенку небольшой кусочек ткани и показать, как протирать пыль. Не следует губить инициативу у ребенка. Если он хочет сам одеться и обуться, спуститься по лестнице, нужно разрешить ему это сделать, а затем в игровой форме предложить свою помощь.

Все запреты должны быть обоснованы

Каждый свой запрет родители должны объяснять ребенку. Нельзя запрещать малышу совершать те или иные действия только потому, что родителю неудобно или не хочется. Например, если во время прогулки ребенок хочет встать с коляски и идти самостоятельно, нельзя это запретить только потому, что маме не хочется медленно идти и подстраиваться под шаг ребенка. Однако если малышу нужно, например, к определенному времени в поликлинику, мама должна спокойно объяснить свой запрет и предложить пройтись после.

Даем ребенку выбор

Часто во время кризиса первого года малыш отказывается от еды, одевания. Что делать в этом случае? Нужно предоставить ребенку возможность выбора, например, во время обеда предложить малышу на выбор два вида овощей, перед прогулкой дать ему выбрать одну из двух футболок, на прогулке можно выбирать между двумя игровыми площадками или двумя дорогами домой.

Отвлекаем малыша на игру

Если возникла проблема с купанием, надеванием подгузника или укладыванием, можно предложить ребенку ролевую игру: искупаться вместе с любимой куклой, надеть подгузник на мягкую игрушку и уложить ее спать рядом с собой. Во время кормления ребенка тоже можно использовать игрушки: предложить малышу сначала накормить их, а затем поесть самому. Но не следует кормить ребенка насильно или разрешать ему есть под мультики: это может привести к перекорму и ожирению в будущем.

Разговариваем с ребенком

кризис первого года

Именно в период кризиса первого года у малыша наблюдается большой скачок в речевом развитии. Он старается как можно быстрее научиться сообщать о своих желаниях. В этот период родителям нужно комментировать все свои действия и действия ребенка, правильно называть слова. Большое значение для улучшения навыка речи ребенка имеет развитие мелкой моторики – пальчиковые игры, игры с крупами и другими мелкими предметами.

Отвлекаем внимание

Если ребенок капризничает, плачет и не может успокоиться, можно попробовать оставить его одного в комнате с игрушками на некоторое время. Большинство детей уже через пару минут успокаиваются и переключают свое внимание на игры. Возможно, плач в этом случае – лишь желание привлечь внимание мамы. Важно отличать такой плач от плача, связанного с болью (например, при падении или прорезывании зубов), голодом, дискомфортом (например, при переполненном подгузнике).

Следим за собой

В возрасте одного года у малыша развит навык подражания. Ребенок будет копировать манеру поведения, речь, действия взрослых в той или иной ситуации. Именно сейчас, если это не было сделано раньше, родителям нужно пересмотреть свое поведение в присутствии ребенка.

Что делать нельзя?

Никогда нельзя на капризы ребенка отвечать агрессивным поведением, криком. Ни в коем случае нельзя бить ребенка. Эта мера воспитания не способствует преодолению кризиса, а лишь запугивает ребенка и отбивает у него желание продолжать развиваться и исследовать мир.

У всех взрослых в семье должна быть единая система воспитания и система запретов. Ребенок не должен на одно и то же действие получать одобрение мамы и запрет от папы.

Не нужно посвящать всё свое время малышу. В этот период он становится самостоятельнее, что оставляет родителям достаточно времени для решения других проблем. С этого момента ребенок начинает подстраиваться под жизнь всей семьи, а не наоборот, как было раньше.

Нельзя пытаться подкупить малыша новой игрушкой или вкусным ужином. Ребенок быстро привыкнет к такому обращению и будет требовать его всегда.

После кризисного периода наступает затишье вплоть до следующего кризиса трех лет. Скорость преодоления кризиса и навыки развития, которые получит ребенок, полностью зависят от поведения родителей в этот период. Отрицательные черты характера, отклонения в поведении ребенка, нарушения эмоционального развития появятся только в случае гиперопеки, давления, агрессии или полного безразличия со стороны взрослых. В остальных случаях в семье установятся доверительные отношения, а малыш продолжит развиваться, познавать мир вокруг себя и совершенствовать навык общения.

Фото: Рexels, Depositphotos

* Представленная информация не может быть использована для самостоятельной постановки диагноза, определения лечения и не заменяет обращение к врачу!

Кризис первого года жизни

Кризис первого года жизни – переходный этап развития между младенчеством и ранним детством. Результатами являются новообразования психики: автономность, речь как инструмент саморегуляции, произвольность движений, понимание существования границ. Кризисный период проявляется выраженным стремлением к самостоятельности, непослушанием, эмоциональными всплесками – ребенок быстро раздражается, злится, кричит, плачет, падает на пол. Диагностику осуществляют детские психиатры, психологи. Лечение не требуется, кризис является нормальным периодом, самостоятельно разрешается к полутора годам.

Кризис первого года жизни

Общие сведения

В современной психологии психическое развитие рассматривается как цикличный процесс, состоящий из стабильных и кризисных периодов. Количественные изменения происходят медленно, постепенно. Качественный скачок развития – кризис – продолжается 3-6 месяцев, завершается появлением новообразований, формирующих более сложные взаимоотношения человека со средой. Перестраиваются внутренние переживания, потребности, побуждения. Кризис 1 года переживают дети с 9 месяцев до 1,5 лет. Проявления могут быть едва заметными либо выраженными. Тяжелые, затяжные симптомы распространены в семьях с авторитарным стилем воспитания, гиперопекой.

Кризис первого года жизни

Причины кризиса первого года жизни

Годовалый ребенок совершает первые попытки ходьбы. Расширяется окружающее пространство, происходит отделение от родителей. Малыш осознает способность перемещаться самостоятельно, без помощи мамы, папы. Появляются первые слова, речь изменяет характер отношений с окружающими, направляется на овладение предметными действиями. С одной стороны, внешние изменения – ходьба, речь, манипулятивные действия – сопровождаются возникновением новых качеств психики. Формируется потребность проявлять самостоятельность, изучать пространство, предметы. С другой стороны, отношение взрослых к ребенку не меняется. Отсутствуют условия для проявления самостоятельности, активность малыша пресекается запретами, предостережениями, привычными способами действий родителя.

Патогенез

Основой возрастного кризиса является противоречие между устоявшимися отношениями с людьми, формами деятельности и изменившимися потребностями, возможностями ребенка. Метаморфозы психики базируются на физиологических изменениях – созревании структур головного мозга, перестройке функциональных систем ЦНС. До 9-10 месяцев организм младенца регулируется биологическими ритмами: нужды естественно возникают, выражаются недовольством, удовлетворяются взрослым. К первому году речь становится инструментом самоприказа, но еще недостаточно развита для управления поведением. Биологические ритмы теряют организующую функцию. Параллельно формируется ходьба, манипулятивные действия, открывается пространство предметов, выступающих как источники удовлетворения потребностей (до кризиса источником является взрослый). Невозможность получить желаемое (физическая недосягаемость, запреты) проявляется «гипобулическими реакциями» – яркими аффективными всплесками, регрессом поведения.

Симптомы кризиса первого года жизни

Проявления наблюдаются у детей с 10-12 месяцев. Негативные реакции провоцируются отношениями предыдущей стадии развития – мама направляет ребенка, пытается накормить, уложить спать, одеть для прогулки, использовать коляску. Подобные ситуации, запреты, отказы взрослых ограничивают самостоятельность. Резко нарастает аффект, поведение соответствует более раннему периоду развития (регрессирует). Ребенок громко плачет, кричит, падает, стучит кулаками, топает ногами. При частых эмоциональных приступах нарушается аппетит, сон становится беспокойным, ухудшается самочувствие.

Действия, мотивы, потребности ребенка определяются непосредственными ситуациями, образами, представлениями памяти. Капризы, истерики могут возникать внезапно: увидел шапку – захотел пойти на улицу, мама принесла полотенце – расплакался. Ребенок начинает ощущать себя субъектом (источником) собственных желаний. Обладая любопытством, проявляет чрезмерную активность, подвижность, хотя координация, точность не развиты. Малыш тянется к электроприборам, розеткам, посуде, книгам и прочим неисследованным объектам. Препятствия на пути (ограничения, запреты взрослых) провоцируют эмоциональный всплеск. Негативизм выражается реакциями протеста, отказом совершать привычные ритуалы приема пищи, укладывания в постель, умывания, одевания. Чем больше правил, препятствующих проявлению самостоятельности, тем более ярко выраженными являются симптомы кризисного периода.

Осложнения

Кризис первого года жизни относится к «малым» возрастным кризисам, протекает относительно легко, завершается самостоятельно. Осложнения крайне редки, представлены эмоционально-поведенческими отклонениями. Они формируются при затянувшемся кризисном периоде, когда реакции временного характера превращаются в устойчивые паттерны поведения. Причиной является отсутствие пластичности воспитания. Пример: насильственное принуждение к гигиеническим процедурам закрепляет негативное отношение к ним ребенка, реакции отказа возникают на протяжении раннего детства, дошкольного возраста.

Диагностика

Кризис первого года происходит в семейной обстановке, его проявления замечаются родителями, близкими родственниками. Обычно сложный период переживается без вмешательства специалистов, при выраженных симптомах, продолжительном течении требуется помощь психолога, врача-психиатра. Диагностика проводится клиническими методами. Используются:

  • Беседа. Уточняется анамнез, наличие сопутствующих заболеваний, особенности материально-бытовых условий жизни, методы воспитания. Дифференциация проявлений кризиса от симптомов психоневрологических патологий осуществляется на основании их продолжительности, выраженности, динамики.
  • Наблюдение. Специалист обращает внимание на особенности взаимодействия родителя и ребенка, оценивает эмоциональные, поведенческие реакции малыша. Для кризиса характерны трудности установления продуктивного контакта, негативизм, протесты, отказы, плач.

Рекомендации при кризисе первого года жизни

Кризисные периоды – естественные этапы развития. Ребенок не нуждается в специальном лечении. Родителям показаны психологические консультации. Специалист рассказывает о способах поведения, выстраивании отношений, организации режима дня, досуга ребенка, переживающего кризис. Взрослым необходимо признать новые потребности, нарастающую самостоятельность малыша, научиться сотрудничать с ним на основе предметных действий. Общий список рекомендаций:

  • Соблюдение режима дня. Важное новообразование кризиса – принятие ребенком границ, правил. Распорядок дня – система, обеспечивающая определенность действий, ритуалов. Следуя режиму, малыш растет здоровым, эмоционально уравновешенным, менее капризным.
  • Создание развивающей среды. Важно организовать пространство квартиры в соответствии с возрастными особенностями ребенка – обеспечить удобство ходьбы (половое покрытие, поручни), подобрать разнообразные по функциям, текстуре, форме предметы для манипуляций. Данные меры позволят реализовывать самостоятельность.
  • Обеспечение бытовой безопасности. Необходимо убрать острые, бьющиеся, представляющие ценность предметы, скрыть электрические розетки, провода. Отсутствие источников опасности – причин для запретов – снизит частоту эмоциональных негативных приступов.
  • Возможность проявлять самостоятельность. Нужно разрешать ребенку самому выполнять ежедневные ритуалы, несмотря на неаккуратность, медлительность. Помощь должна быть представлена предложением сотрудничества.
  • Наличие обратной связи. Слабое развитие речи не позволяет ребенку правильно выразить желания. Нельзя игнорировать попытки установления контакта. Важно понять малыша, и, если выполнить просьбу невозможно, то объяснить почему.
  • Следование системе запретов. Родители должны согласовывать, соблюдать правила поведения. Любое «надо», «нельзя» – обосновывать, выполнять при любых обстоятельствах.
  • Отказ от насилия. При капризах, отказах внимание ребенка стоит переключать игрой, стихотворением, песней, рассказом. Насильственные действия взрослого – прямая провокация крика, плача, истерики.
  • Проявление уважения, любви. Выстраивать сотрудничество необходимо через положительные эмоции, доброжелательное отношение. Важно показывать ребенку любовь, хвалить. Авторитарность приводит к формированию пассивности, трусливости, безынициативности.

Прогноз

Прогноз всегда благоприятный. Кризис первого года продолжается в течение нескольких месяцев, заканчивается качественными изменениями психической сферы – появлением предметной деятельности, речи, формированием самостоятельности. Предупредить период кризиса невозможно, так как он является этапом развития, а не патологическим состоянием. Придерживаясь рекомендаций психологов о качественном изменении взаимоотношений с ребенком, правильной организации среды и режима, можно уменьшить негативные проявления в поведении, эмоциях ребенка, сократить их продолжительность и частоту.

Ссылка на основную публикацию