Центильные таблицы физического развития для мальчиков и девочек, что такое центили, как проводится оценка

Какая информация содержится в таблицах?

В центильных таблицах содержатся данные о физическом развитии детей определенного пола и возраста. К таким данным относятся:

  • рост (длина тела) – измеряется при помощи специальных ростомеров;
  • вес (масса тела) – каждый ребенок проходит взвешивание;
  • окружность головы;
  • окружность груди;
  • отношение веса к росту (индекс массы тела).

График развития ребенка – это графическое выражение центильных таблиц. Его значения определяются пятью линиями:

Что такое центильные таблицы?

Они представляют собой своеобразную математическую фотографию распределения большого количества детей по возрастающим показателям роста, массы, окружности груди и головы. Практическое использование этих таблиц просто и удобно, сочетается с хорошим логическим пониманием результатов оценки.

Понять, что такое центильная шкала, например роста, можно на следующем примере. Представьте себе 100 ребятишек одного возраста и пола, выстроившихся в шеренгу по росту от самого маленького до самого высокого. Рост первых трех детей оценивается как очень низкий, от 3-го до 10-го — как низкий, 10-25-го — как ниже среднего, 25-75-го — как средний рост. Рост 75-90-го оценивается как выше среднего, 90-97-го — как высокий и последних трех ребят — как очень высокий.

Если же показатель попадает в зону 3-10 или 90-97%, следует насторожиться и указать на это врачу. Это зона внимания, требующая дополнительных консультаций и обследования. Если же показатель ребенка выходит за значения 3 или 97%, весьма вероятно, что у малыша есть какая-то патология, отразившаяся на показателях его физического развития.

Среднеквадратическое отклонение

Среднеквадратическое отклонение «σ» (принято обозначать греческой буквой сигма) позволяет оценить, насколько значения из множества могут отличаться от среднего значения. Оценка длины тела/роста с использованием «σ» произ­водится посредством расчёта среднеквадратических отклонений от 50% значений показателей роста дан­ной возрастной группы.

  • в пределах ± 1 σ — рост средний;
  • от ± 1 σ до ± 2 σ — рост ниже/выше среднего;
  • от ± 2 σ до ± 3 σ — рост низкий/высокий;
  • выход за пределы +/- Зσ — рост очень высокий (гигантизм)/очень низкий (карликовость).

Грудные младенцы часто развиваются неравномерно. В одном месяце может быть недобор веса, а в следующем наоборот. Родителям нужно записывать показатели своего ребёнка и сравнивать их, чтобы лишний раз не переживать. В возрасте до одного года детей нужно показывать педиатру ежемесячно, для того, чтобы следить за здоровьем ребёнка и понимать, правильно ли он растёт.

Центильные таблицы. Таблицы роста, веса, окружности головы, охвата грудной клетки.

Центильные таблицы. Таблицы роста, веса, окружности головы, охвата грудной клетки.

Что такое центильные таблицы?

Центиль – показатель определенного параметра, в нашем примере роста, который имеет определенное число обследуемых.

По центильным таблицам, можно определить, как развивается ребенок. Грубо говоря, взяли 100 детей в возрасте 1 года, измерили их рост. Половина детей – 50% были ростом 75 см, они попали в средний столбик (коридор) таблицы с пометкой 50 процентов или «среднее значение», те, кто отличались более низким или высоким ростом от большинства попадали в столбики слева и справа от центра. Ниже ростом влево, выше ростом вправо. В самые крайние столбики, попали самые низкорослы, и самые вытянутые на свой возраст, в сравнении с остальными. Самые крайние столбики это 3-5% от общего числа измеряемых детей.

Маркировка таблиц может быть различна, таблицы могут быть представлены в виде графиков (примеры указаны ниже), но суть одинакова, по центру среднее значение (половина, большинство), по краям области очень низких величин или очень высоких величин.

Как пользоваться центильными таблицами? Вроде бы все ясно, вы в крайнем столбике слева, значит, ваш рост ниже среднего и вы относитесь к 3% населения с таким же ростом в данной возрастной категории. Вы в первом от середины столбике вправо, значит ваш рост чуть выше нормы, вас таких 25% населения.

Как же оценить по центильным таблицам развитие, рост, вес?

Самое простое – это посмотреть в пределах скольких колонок (коридоров) находятся показатели. То есть, определить пропорциональность развития – пропорциональность антропометрических данных.

Определяют показатели роста, веса, окружности головы и грудной клетки и смотрят, к каким колонкам они принадлежат. Если все показатели находятся в пределах одного коридора или разница не более одной колонки, можно говорить о гармоничном развитии. Если разница между параметрами две колонки говорят о диспропорциональном или дисгармоничном развитии, и три и более колонок – резко дисгармоничное развитие.

Можно ли по центильным таблицам поставить диагноз?

Центильные таблицы – это условно-нормативные значения.

Например, если вы попали в область очень высоких величин или будет выявлено дисгармоничное развитие, ваш лечащий врач может, направить вас на дополнительные консультации.

оценка развития по центильным таблицам

Что делать, если показатели выше нормы, или диспропорциональны? Не паниковать. Если это заболевание, то оно будет выявлено при дальнейшем обследовании. Но это вполне может быть вариант нормы. Посмотрите на приведенные в статье таблицы и графики, измерения, проведенные в разных странах и на разных группах людей отличаются. И это естественно, ведь среднестатистический западноевропеец выше среднестатистического китайца. Поэтому, поинтересуйтесь, какими таблицами (чье производство) при оценке параметров пользуетесь. Второе, это наследственность, от которой не убежишь, если у папы и мамы большая голова относительно туловища, то не стоит падать в обморок, если педиатр заметит и у их ребенка диспропорциональное развитие, с большой относительно туловища головой. Просто помните – отклонение от нормы относительно стандартных графиков, это не диагноз, это лишь повод обратить внимание.

А что касается такого параметра, как вес у грудничков, вес у детей – если ровно в 3 месяца ребенок набрал на 200 грамм больше или меньше положенной по графику нормы, это не повод принимать меры. Ребенок растет скачками, на протяжении месяца у него разный аппетит и настроение. В разные периоды он, по-разному усваивает часто новую для него пищу и приспосабливается к условиям среды. Исходя из этого, ждать определенного показателя к определенному моменту измерения – неправильно. Главные критерий для грудничка , это поведение и сон, здоровый вид, соответствующий рост и.. нормальный стул и сравнение антропометрических показателей с предыдущими. А 100 граммов веса особой роли не играют.

рост-возраст девочки от рождения

окружность головы по возрасту мальчики

окружность головы по возрасту девочки

окружность груди по возрасту для девочек

окружность груди по возрасту для мальчиков

отношение массы тела к росту мальчики

отношение массы тела к росту девочки

соотношение веса и роста девочки по центильным таблицам

соотношение веса и роста мальчики по центильным таблицам

центильные таблицы для грудничков оценка развития девочки

центильные таблицы для грудничков оценка развития мальчики

оценка пропорциональности развития по таблицам

оценка развития ребенка по таблицам

график оценки роста ребенка для мальчиков с рождения

график оценки роста ребенка для девочек с рождения

график оценки веса ребенка для мальчиков с рождения

график оценки веса ребенка для девочек с рождения

оценка развития ребенка по данным института педиатрии сша (мальчик)

оценка развития ребенка по данным института педиатрии сша (девочка)

данные ВОЗ о развитие детей рост-возраст мужской пол

данные ВОЗ о развитие детей рост-возраст женский пол

стандарты ВОЗ вес дети с рождения (мальчики)

стандарты ВОЗ вес дети с рождения (девочки)

график оценки роста ребенка для мальчиков с рождения

Ход работы

Задание 1. Пользуясь теоретическим введением и приведенным ниже примером научитесь пользоваться центильными таблицами.

Теоретическое введение.

Что такое центильная таблица?

В настоящее время для оценки антропометрических данных используются таблицы центильного типа (табл. 1-12). Использование их достаточно просто и удобно. В этих таблицах за средние, или условно нормальные величины, принимаются значения, свойственные половине здоровых детей данного пола и возраста – в интервале от 25-го до 75-го центиля. В полной форме центильная шкала представлена цифрами, отражающими значения признака, ниже которых он может встретиться соответственно только у 3, 10, 25, 50, 75, 90 и 97 процентов детей.

Пространство между цифрами (коридоры) отражает тот диапазон или разнообразие величин признака, которые свойственны определенному проценту здоровых детей данной возрастно-половой группы.

Каждый измерительный признак (длина, масса, окружности грудной клетки и головы) может соответственно быть помещен в «свою» область или «свой» коридор центильной шкалы в соответствующей таблице. В зависимости от того, где расположен этот коридор, можно формулировать оценочные суждения о физическом развитии ребенка и принимать решения об обращении к врачу.

При этом возможны следующие варианты:

Область или «коридор» № 1 (до 3 центиля) Область «очень низких величин», встречающихся у здоровых детей редко (не чаще 3%). Ребенок с таким уровнем признака должен проходить специальное консультирование и, по показаниям, обследование.

Область или «коридор» № 2 (от 3 до 10 центиля) Область «низких величин», встречающихся у 7% здоровых детей. Показано консультирование и обследование при наличии других отклонений в состоянии здоровья и развития.

Область или «коридор» № 3 (от 10 до 25 центиля) Область величин «ниже среднего», свойственных 15% здоровых детей данного пола и возраста.

Область или «коридор» № 4 и № 5 (от 25 до 75 центиля) Область «средних величин», свойственных 50% здоровых людей и поэтому наиболее характерных для данной возрастно-половой группы.

Область или «коридор» № 6 (от 75 до 90 центиля) Область величин «выше среднего», свойственных 15% здоровых детей.

Область или «коридор» № 7 (от 90 до 97 центиля) Область «высоких величин», свойственных 7% здоровых детей. Решение о направление на обследование зависит от существа признака и состояния других органов и систем.

Область или «коридор» № 8 (от 97 центиля и выше) Область «очень высоких величин», свойственных не более 3% здоровых детей. Вероятность патологической природы изменения достаточно высока, поэто­му требуется консультирование и обследование.

Марина. Родилась 6 января 1988 года. Данные обследования от 6 ноября 2001 г. Длина – 152 см, масса – 38 кг, окружность груди – 70 см.

Актуальные нормы роста и веса детей России скачать бесплатно

По рекомендациям ВОЗ вес ребенка до 2 лет необходимо измерять следующим образом: мама встает на весы, показатель ее веса обнуляют при нахождении женщины на весах, затем голого ребенка дают матери в руки и весы выдадут показатель веса малыша!

В детских поликлиниках нашего города вес малышей измеряется на специальных весах, на которые помещают пеленку с ребенком. Мне не нравится в данном способе взвешивания то, что ребенок порой плачет, а когда становится старше, и вовсе пытается слезть с весов или встать. Бывали случаи, что дети просто-напросто сносили весы с тумбы. На руках у мамы малыш не чувствует дискомфорта при взвешивании и окружающим не приходится слушать истошные крики детей – это очень гуманно по отношению ко всем.

В заключение хочу отметить, что Максим здоров и развивается в соответствии со своим возрастом. Поэтому призываю мамочек не паниковать, а наблюдать за показателями роста и развитием своего ребенка в динамике! И наша практика в очередной раз это подтверждает. Гораздо важнее, нужнее, полезнее заниматься развитием ребенка , уходом за ним , нежели самостоятельно выискивать и придумывать болезни, которые Вашего ребенка в принципе и не касаются. А еще мне очень интересно были ли у Вашего малыша аналогичные скачки физического развития? Какие интересные моменты, закономерности Вы отмечали/отмечаете во время роста? Многие мамочки отмечают, что с введением прикорма вес деток резко увеличивается. В нашем случае такого не наблюдалось, наверное, потому, что прикорм начался с овощных пюре, а не с каш.

Читайте также:  Реография сосудов – методы

Как пользоваться, зная показатели роста и веса ребёнка

Применять таблицы просто и удобно. Нужно взвесить и измерить малыша, найти его возраст и посмотреть, в какой коридор попали его данные. Центильный коридор — это интервал центильной шкалы, соответствующий показателям вашего ребёнка. Для удобства центильные коридоры обозначены цифрами от 1 до 8, а столбцы, обозначающие норму, выделены цветом. Показатели, находящиеся слева (1–3) и справа (6–8), оцениваются как ниже и выше среднего значения. Коридоры 2 и 7 — это зоны внимания, которые могут потребовать дополнительных консультаций. Коридоры 1 (очень низкий) и 8 (очень высокий) — есть вероятность патологии развития. Под номерами коридоров указаны количественные границы признака у определенной доли (процента, центиля) детей данного возраста и пола.

Пример: мальчик, возраст 3 месяца. Определить по таблицам уровень его физического развития:

  • длина тела — 60 см, средний показатель (коридор 5);
  • вес — 5600 г, средний показатель (коридор 4);
  • окружность груди — 39 см, средний показатель (коридор 5);
  • окружность головы — 40 см, средний показатель (коридор 4).

Для того, чтобы пользоваться центильными таблицами, малыша нужно измерить

Ребёнок растёт с каждым днём. Для того чтобы оценить его физический рост, понять, правильно ли он развивается, существуют центильные таблицы. Педиатры, наблюдая малыша, регулярно оценивают его вес и размеры, советуют родителям, что делать, если параметры ребёнка значительно отличаются в ту или другую сторону от средних показателей. Правильное физическое развитие важно для последующей жизни маленького человека.

Центильная оценка показателей физического развития.

Практическое использование центильных таблиц не требует дополнительных расчетов и поэтому особенно удобно при индивидуальной оценке.

Для каждой возрастно-половой группысоставлены свои центильные таблицы, которые имеют границы признаков определенной доли или процента (центиля) детей данного возраста и пола.

Колонки центильных таблиц показывают количественные границы признака по определенной доле процента (центиля) детей данного возраста и пола; при этом за средние или условно нормальные величины принимаются значения, свойственные половине здоровых детей данного пола и возраста – в интервале от 25 до 75центиля. В полной форме центильная шкала выглядит следующим образом. Она представлена 6 цифрами, отражающими значение признака, ниже которых он может встречаться только у 3, 10, 25, 75, 90, и 97% детей возрастно-половой группы. Пространство между цифрами (области, или «коридоры») отражает диапазон (разнообразие) величин признака, которые свойственны или 3% детей группы (области от 0 до 3 центиля или от 97 центиля), или 7% детей группы (области от 3 до 10 центиля и от 90 до 97 центиля), или 50% всех здоровых детей возрастно-половой группы (область от 25 до 75 центиля).

Каждый признак (рост, масса тела, окружность грудной клетки) может, соответственно, быть помещен в «свой» коридор центильной шкалы в соответствующей таблице. В зависимости от того, где расположен этот «коридор», можно формулировать оценочное суждение и принимать врачебное решение.

«Коридор» №1 – область «очень низких величин», встречается (до 3 центиля) у здоровых детей редко (не чаще 3%). Ребенок с таким уровнем развития должен проходить специальное обследование.

«Коридор» №2 – область «низких величин», встречающихся (от 3 до 10 центиля) у 7% здоровых детей. Показано обследование и консультирование при наличии других отклонений в состоянии здоровья и развития.

«Коридор» №3 – область величин «ниже среднего», свойственных (от 10 до 25 центиля) 15% здоровых детей данного пола и возраста.

«Коридор» №4 – область «средних величин», свойственных (от 25 до 75 центиля) 50% здоровых детей и поэтому наиболее характерных для данной возрастной группы.

«Коридор» №5 – область величин «выше среднего», свойственных (от 75 до 90 центиля) 15% здоровых детей.

«Коридор» №6 – область «высоких величин», свойственных (от 90 до 97 центиля) 7% здоровых детей. Медицинское решение зависит от существа признака и состояния других органов и систем.

«Коридор» №7 – область «очень высоких величин», свойственных (от 97 центиля) не более чем 3% здоровых детей. Вероятность патологической природы изменений достаточно высока, поэтому требуется консультирование и обследование.

Затем переходят к определению соматотипа. Согласно схеме Р.Н. Дорохова и М.И. Бахраха, выделяют 3 соматотипа: микросоматический, макросоматический и мезосоматический.

Проводится подсчет суммы номеров областей («коридоров») центильной шкалы, полученных для длины тела, массы, окружности грудной клетки. При сумме баллов до 10 ребенок относится к микросоматическому типу (физическое развитие ниже среднего), при сумме от 11 до 15 – к мезосоматическому (физическое развитие среднее), при сумме от 16 до 21 – к макросоматическому (физическое развитие выше среднего).

Определение гармоничности развития проводится на основании тех же результатов центильных оценок. В случае, если разность номеров областей между двумя из трех показателей не превышает 1, можно говорить о гармоничном развитии; если эта разность составляет 2, развитие ребенка следует считать дисгармоничным; если разность составляет 3 и более, развитие резко дисгармоничное.

Пример.Девочка 8 лет. Рост 137 см, масса тела 34,5 кг, окружность грудной клетки 69 см. Величина длины тела по центильным таблицам соответствует «коридору» №6, оценка «высокая»; масса тела по таблице – «коридор» № 6, оценка «высокая»; окружность грудной клетки – «коридор» №6, оценка «высокая». Затем переходим к определению соматотипа: сумма номеров «коридоров» = 18 баллам, что соответствует макросоматическому типу.

Разность между номерами «коридоров» равна 0, поэтому физическое развитие девочки можно считать гармоничным.

При имеющихся 8 коридорных центильных таблицах заключение формулируется следующим образом:

  1. Нормальное физическое развитие: длина тела укладывается в 3 – 7 «коридор», а масса в 3 – 6 «коридор».
  2. Отклонение в физическом развитии:

а) повышенная масса при нормальном значении длины тела: длина тела – 3 – 7 «коридор», масса тела – 7 «коридор»;

б) высокая масса тела при нормальном значении длины тела: положение параметров длины в «коридорах» 3 – 7 , масса тела – в «коридоре» 8;

в) снижение массы тела при нормальном значении длины тела: длина тела в зонах 3 – 7, масса тела во 2 «коридоре»;

г) низкая масса тела при нормальном значении длины тела: длина тела – 3 -7 «коридор», масса тела – 1 «коридор»;

д) снижение длины тела при нормальной массе: длина тела – 2 «коридор», масса тела – 3 – 6 «коридор»;

е) снижение длины тела при повышенной или высокой массе тела: длина тела – 2 «коридор», масса тела – 7 «коридор»;

ж) снижение длины тела при пониженной массе тела: длина тела – 2 «коридор», масса тела – 1 – 2 «коридор»;

з) высокий рост при любой массе тела: длина тела – 8 «коридор»;

и) низкий рост при любой массе тела: длина тела -1 «коридор».

а) повышенная масса при нормальном значении длины тела: длина тела – 3 – 7 «коридор», масса тела – 7 «коридор»;

Скачать:

ВложениеРазмер
statya_dlya_roditeley_otsenka_razvitiya_rebenka.docx828.27 КБ

Если какой-либо из антропометрических показателей вашего ребёнка находится в пределах 3-10 или 90-97 центиля или вообще выходит за пределы центильных интервалов для данного возраста, необходимо искать причину. Поможет в этом случае ваш участковый врач, который, в первую очередь, оценит профессионально физическое развитие ребёнка, подтвердив или опровергнув ваши сомнения, и определит дальнейшую тактику обследований или консультаций при необходимости узких специалистов.

Оценка физического развития с использованием центильных таблиц

Центильные таблицы ( приложение 2), внедренные в педиатрическую практику в нашей стране И.М.Воронцовым, Е.В.Гублером и соавторами, являются наиболее простыми в использовании по сравнению со стандартами параметрического типа в условиях массовых обследований, более корректным в математико-статистическом аспекте.. Особым преимуществом их является то, что никаких расчетов в процессе оценки физического развития не производится. При этом за средние (условно нормальные) величины принимаются значения признака, свойственные половине здоровых детей данного пола и возраста (интервал от 25 до 75 центиля). Каждый показатель физического развития в этих таблицах представлен 6 (или 7*) колонками (от 3 до 97 центиля), характеризующими количественные границы признака у определенной доли (процента) детей данного возраста и пола.

Пространство между колонками (интервалы, зоны, коридоры), ограниченное двумя цифрами (их всего 7 или 8*), отражает разнообразие величин признака, которое свойственно или 3 % детей изучаемой возрастно-половой группы (области от 3 до 10 и от 90 до 97 центиля) или 15 % детей групп (области от 10 до 25 и от 75 до 90 центиля) или 50 % всех здоровых детей группы (область от 25 до 75 центиля).

Каждый оцениваемый признак должен быть, прежде всего, помещен в “свой” интервал соответствующей таблицы. В зависимости от того, где расположен этот интервал, можно формулировать оценочное суждение и принимать врачебное решение.

При этом возможны следующие варианты:

(до 3 центиля) – область «очень низких величин», встречающихся у здоровых детей не чаще 3 % случаев. Такой ребенок должен проходить специальное консультирование и по показаниям – обследование.

(от 3 до 10 центиля) – область низких величин, встречающихся у 7 % здоровых детей. Показано консультирование; обследование – при наличии других отклонений в состоянии здоровья или развития.

(от 10 до 25 центиля) – область величин «ниже среднего», свойственная 15 % здоровых детей.

(от 25 до 75 центиля) – область «средних величин», свойственная 50 % здоровых детей и поэтому наиболее характерная для данной возрастно-половой группы.

(от 75 до 90 центиля) – область величин «выше среднего», свойственная 15 % здоровых детей.

(от 90 до 97 центиля) – область «высоких величин», свойственная 7 % здоровых детей. Врачебное решение зависит от существа признака и состояния других органов и систем.

(свыше 97 центиля) – область «очень высоких величин», свойственная не более, чем 3 % здоровых детей. Вероятность патологической природы изменений высока, поэтому требуется консультирование и обследование.

* В ряде центильных таблиц не представлен 50 центиль.

Алгоритм оценки

ü найти в соответствующей таблице номер центильного интервала для каждого показателя (длина, масса, окружность грудной клетки);

ü оценить уровень и гармоничность.

Пример.

Мальчик 7 лет имеет длину тела 116 см, массу – 30,5 кг, окружность груди – 66,0 см.

По центильной шкале определяем:

§ длина тела соответствует 3-му центильному интервалу.

§ масса тела соответствует 6-му центильному интервалу,

§ показатель окружности грудной клетки находится в 4 центильном интервале.

Разность максимального и минимального значения номеров центильных интервалов составила 3.

Заключение. 7-летний мальчик имеет физическое развитие ниже среднего, резко дисгармоничное за счет избытка массы

Особенности проведения антропометрического скрининга при массовых профилактических осмотрах детей

Основной задачей массовых профилактических осмотров является выделение детей с отклонениями в антропометрических показателях, детей с « пограничными» показателями и детей, не требующих специального врачебного внимания по антропометрическим данным. При такой дифференцировке процедура антропометрического исследования может быть упрощена:

ü Исключается измерение окружности грудной клетки

ü Измерение окружности головы осуществляется только у детей до года

ü Оценка массы производится только по таблице соответствия длине тела (т.е. гармоничность развития по массе)

ü Граница «средних» величин при оценках по центильным таблицам расширяется. К ним могут быть отнесены зоны 3, 4 и 5 , т.е. интервал от 10 до 90 центиля.

ü Исключается определение точного возраста (все дети подразделяются на две группы – дошкольники и школьники).

При массовых медицинских обследованиях детей и подростков применение находят диагностические скрининг-тесты (номограмма Матвеевой Н.А. и двумерные центильные таблицы Воронцова И.М – см. приложение 3).

Алгоритм оценки

ü определить (по номограммам или двумерным центильным таблицам) номер центильного интервала, где располагается точка пересечения показателей длины и массы обследуемого ребенка.

ü разделить детей на группы;

ü В практической деятельности дополнительно оценивают уровень физического развития. При наличии номограммы это сделать достаточно просто.

В номограмме показатели соматометрических признаков представлены в системе двух координат, где по вертикали отложена длина тела (см), по горизонтали – масса тела (кг). Параллельно каждой оси координат нанесены возрастные одномерные центильные шкалы: справа – шкала по длине тела, сверху – по массе тела. В центре рисунка изображена номограмма для оценки соответствия массы тела его длине. Цифрами 1-8 на шкалах и номограммах обозначены центильные интервалы. Средние значения длины и массы тела, ограниченные 4-м и 5-м центильными интервалами, заштрихованы, пунктиром отмечены медианы (50-е центили).

§ Для определения уровня физического развития на оси ординат

находим значение длины тела ребенка. Из этой точки восстанавливаем перпендикуляр до пересечения его с возрастной шкалой длины тела, расположенной справа. По величине центильного интервала оцениваем уровень физического развития (см. выше «центильный метод» ).

§ Аналогично оцениваем массу тела по шкалам, расположенным в верхнем поле таблицы.

Таким образом, получаем значение длины тела и массы в центильных вариантах возрастных шкал.

§ Определяем гармоничность физического развития по соотношению массы тела к его длине (т.е. определяем номер центильного интервала точки пересечения линий длины и массы тела)

o соотношение попадает на 4-й и 5-й интервалы номограммы – физическое развитие гармоничное;

o в 3-й и 6-й интервалы – дисгармоничное;

o в 1-2, а также 7-8-й – резко дисгармоничное за счет дефицита или избытка массы тела.

Дата добавления: 2018-05-02 ; просмотров: 1385 ;

Особенности проведения антропометрического скрининга при массовых профилактических осмотрах детей

Центильные таблицы физического развития для мальчиков и девочек, что такое центили, как проводится оценка

  • Питание (обеспечение организма белками, жирами, углеводами, минеральными солями, витаминами и многими другими веществами)
  • В значительной степени рост определяется наследственностью (т.е. практически напрямую он зависит от роста родителей)
  • Так же на рост влияют гормоны (щитовидной железы, гипофиза, инсулин, а так же половые гормоны андрогены надпочечников и половых желез)
  • Из внешних факторов на рост могут оказать влияние качество ухода, физические нагрузки, продолжительность сна, психологическая обстановка, окружающая ребенка. Прыжки и спортивные игры с прыжками ( волейбол, баскетбол, теннис, бейсбол) стимулируют рост. А так же ребенок более интенсивно растет во время сна, особенно утреннего (если ребенок хронически недосыпает или рано просыпается по утрам это может негативно отразиться на его росте).
  • Так же рост ребенка замедляется при психических нагрузках
  • Большое влияние на рост ребенка оказывает пол ребенка (мальчики растут быстрее девочек, исключение составляет только подростковый период рывок роста наступает у девочек на 1-2-3 года раньше, чем у мальчиков; однако скоро мальчики “догоняют и перегоняют” девочек)
  • Чем меньше ребенок, тем интенсивнее он растет( за 9 месяцев внутриутробной жизни рост ребенка увеличивается в 25 000 раз)
  • Половое созревание так же влияет на рост – как только в организме юноши или девушки установится высокий уровень половых гормонов – рост прекращается (поэтому в большинстве случаев к 18 годам рост заканчивается)
  • Рост различных частей тела в течение жизни ребенка происходит неравномерно
  • На рост так же могут оказывать влияние климатогеографические условия

Измерение окружности головы. Сантиметровую ленту накладывают сзади на затылочные бугры, а спереди по надбровным дугам, концы соединяют и фиксируют результат.

Оценка антропометрических показателей с использованием центильных таблиц*

Центильные таблицы для оценки физического развития ребенка представляют своеобразную математическую фотографию распределения большого количества детей по возрастающим показателям роста, массы, окружности груди и головы. Практическое использование этих таблиц исключительно просто и удобно, сочетается с хорошим логическим пониманием результатов оценки.
Колонки центильных таблиц показывают количественные границы признака у определенной доли (процента, центиля) детей данного возраста и пола.
При этом за средние или строго нормальные величины принимают значения, свойственные половине здоровых детей данного пола и возраста, что соответствует интервалу 25-50-75 %. В таблице, представленной на сайте эти показатели выделены красным цветом.
Интервалы, которые находятся рядом со средними показателями, оцениваются как ниже и выше среднего (соответственно 10-25 % и 75-90 %). Эти показатели родителям также можно расценивать как нормальные.
Если же показатель попадает в зону 3-10 или 90-97 %, следует насторожиться и указать на это врачу. Это зона внимания, требующая дополнительных консультаций и обследования.
Если же показатель ребенка выходит за значения 3 или 97 %, весьма вероятно, что у ребенка есть какая-то патология, отразившаяся на показателях его физического развития.
Понять, что такое центильная шкала, например роста, можно на следующем примере. Представьте себе 100 ребятишек одного возраста и пола, выстроившихся в шеренгу по росту от самого маленького до самого высокого. Рост первых трех детей оценивается как очень низкий, от 3-го до 10-го низкий, 10-25-го ниже среднего, 25-75-го средний, 75-90-го выше среднего, 90-97 высокий и последних трех ребят очень высокий.
Показатель роста, массы и т. д. конкретного ребенка может быть помещен в свой «коридор» центильной шкалы соответствующей таблицы. В зависимости от того, в какие коридоры попали антропометрические данные ребенка, формулируется оценочное суждение и принимается соответствующее тактическое врачебное решение.
По такому же принципу производится оценка соответствия массы тела длине-росту ребенка, при этом распределение строится с использованием показателей веса детей с одинаковым ростом.
Пример оценки физического развития новорожденного мальчика
Рост-длина 50 см, соответствует средним показателям.
Масса — 3800 г, соответствует оценке выше среднего».
Окружность груди — 37 см, соответствует оценке широкая
Окружность головы 36 см, соответствует средним величинам.
Соответствие массы длине тела ребенка умеренный избыток массы относительно длины, выше среднего.

Физическое развитие мальчиков от 0 до 17лет

Соответствие массы тела длине/росту мальчиков

Физическое развитие девочек от 0 до 17лет

Соответствие массы тела длине/росту девочек

Заключение по антропометрии

В заключении по антропометрии можно оценить насколько гармонично развит ребенок и определить его соматотип (тип телосложения).

* Таблицы заимствованы из «Пропедевтики детских болезней» мод ред. А. В. Мазурина и И. М. Воронцова. СПб, 2000

Измерение окружности головы. Сантиметровую ленту накладывают сзади на затылочные бугры, а спереди по надбровным дугам, концы соединяют и фиксируют результат.

Оценка антропометрических показателей с использованием центильных таблиц*

Центильные таблицы для оценки физического развития ребенка представляют своеобразную математическую фотографию распределения большого количества детей по возрастающим показателям роста, массы, окружности груди и головы. Практическое использование этих таблиц исключительно просто и удобно, сочетается с хорошим логическим пониманием результатов оценки.
Колонки центильных таблиц показывают количественные границы признака у определенной доли (процента, центиля) детей данного возраста и пола.
При этом за средние или строго нормальные величины принимают значения, свойственные половине здоровых детей данного пола и возраста, что соответствует интервалу 25-50-75 %. В таблице, представленной на сайте эти показатели выделены красным цветом.
Интервалы, которые находятся рядом со средними показателями, оцениваются как ниже и выше среднего (соответственно 10-25 % и 75-90 %). Эти показатели родителям также можно расценивать как нормальные.
Если же показатель попадает в зону 3-10 или 90-97 %, следует насторожиться и указать на это врачу. Это зона внимания, требующая дополнительных консультаций и обследования.
Если же показатель ребенка выходит за значения 3 или 97 %, весьма вероятно, что у ребенка есть какая-то патология, отразившаяся на показателях его физического развития.
Понять, что такое центильная шкала, например роста, можно на следующем примере. Представьте себе 100 ребятишек одного возраста и пола, выстроившихся в шеренгу по росту от самого маленького до самого высокого. Рост первых трех детей оценивается как очень низкий, от 3-го до 10-го низкий, 10-25-го ниже среднего, 25-75-го средний, 75-90-го выше среднего, 90-97 высокий и последних трех ребят очень высокий.
Показатель роста, массы и т. д. конкретного ребенка может быть помещен в свой «коридор» центильной шкалы соответствующей таблицы. В зависимости от того, в какие коридоры попали антропометрические данные ребенка, формулируется оценочное суждение и принимается соответствующее тактическое врачебное решение.
По такому же принципу производится оценка соответствия массы тела длине-росту ребенка, при этом распределение строится с использованием показателей веса детей с одинаковым ростом.
Пример оценки физического развития новорожденного мальчика
Рост-длина 50 см, соответствует средним показателям.
Масса — 3800 г, соответствует оценке выше среднего».
Окружность груди — 37 см, соответствует оценке широкая
Окружность головы 36 см, соответствует средним величинам.
Соответствие массы длине тела ребенка умеренный избыток массы относительно длины, выше среднего.

Физическое развитие мальчиков от 0 до 17лет

Соответствие массы тела длине/росту мальчиков

Центильный метод оценки физического развития

Этих недостатков лишен основанный на непараметрическом статистическом анализе центильный метод, который в последнее время все шире используется в педиатрической литературе. Так как центильный метод не ограничен характером распределения, он приемлем для оценки любых показателей. Метод прост в работе, в силу того что при использовании центильных таблиц или графиков исключаются всякие расчеты. Двухмерные центильные шкалы — «длина тела — масса тела», «длина тела — окружность груди», в которых рассчитываются значения массы тела и окружности груди на должную длину тела, позволяют судить о гармоничности развития.

Обычно для характеристики выборки применяются 3-й, 10-й, 25-й, 50-й, 75-й, 90-й, 97-й центили. 3-й центиль — это такая величина показателя, меньше которой он наблюдается у 3% членов выборки; величина показателя меньше 10-го центиля — у 10 % членов выборки и т. д. Промежутки между центилями названы центильными коридорами. При индивидуальной оценке показателей физического развития определяется уровень признака по его положению в одном из 7 центильных коридоров. Показатели, попавшие в 4—5-й коридоры (25—75-я центили), следует считать средними, в 3-й (10— 25-я центили) — ниже средних, в 6-й (75—90-я центили) — выше средних, во 2-й (3—10-я центили) — низкими, в 7-й (90—97-я центили) — высокими, в 1-й (до 3-й центили) — очень низкими, в 8-й (выше 97-й центили) — очень высокими.

Гармоничным является физическое развитие, при котором масса тела и окружность груди соответствуют длине тела, то есть попадают в 4—5-е центильные коридоры (25—75-я центили) .

Дизгармоничным считается физическое развитие, при котором масса тела и окружность груди отстают от должных (3-й коридор, 10— 25-я центили) или больше должных (6-й коридор, 75—90-я центили) за счет повышенного жироотложения.

Резко дизгармоничным следует считать физическое развитие, при котором масса тела и окружность груди отстают от должных (2-й коридор, 3—10-я центили) или превышают должную величину (7-й коридор, 90— 97-я центили) за счет повышенного жироотложения.

“Квадрат гармоничности” (Вспомогательная таблица для оценки физического развития)

Процентные (Центильные) ряды
3,00%10,00%25,00%50,00%75,00%90,00%97,00%
Масса тела по возрасту97,00%Гармоничное развитие опережающее возраст
90,00%
75,00%Гармоничное развитие соответствующее возрасту
50,00%
25,00%
10,00%Гармоничное развитие ниже возрастных норм
3,00%
Длина тела по возрасту

В настоящее время физическое развитие ребенка оценивается в определённой последовательности.

Устанавливается соответствие календарного возраста уровню биологического развития. Уровень биологического развития отвечает календарному возрасту, если большинство показателей биологического развития находится в средневозрастных пределах (М±б). Если же показатели биологического развития отстают от календарного возраста или опережают его, это свидетельствует о задержке (ретардации) или ускорении (акселерации) темпов биологического развития.

После определения соответствия биологического возраста паспортному оценивается морфофункциональное состояние организма. Для оценки антропометрических показателей в зависимости от возраста и пола применяются центильные таблицы.

Применение центильных таблиц позволяет определить физическое развитие как среднее, выше- или нижесреднее, высокое или низкое, а также гармоничное, дизгармоничное, резко дизгармоничное. Выделение в группу детей с отклонениями в физическом развитии (дизгармоничных, резко дизгармоничных) обусловлено тем, что у них часто имеются нарушения деятельности сердечнососудистой, эндокринной, нервной и других систем, на этом основании они подлежат специальному углубленному обследованию. У детей с дизгармоничным и резко дизгармоничным развитием функциональные показатели, как правило, ниже возрастной нормы. Для таких детей с учетом причины отклонений физического развития от возрастных показателей разрабатываются индивидуальные планы оздоровления и лечения.

3. Основные этапы развития человека – оплодотворение, эмбриональный и плодный периоды. Критические периоды развития зародыша. Причины врожденных уродств и дефектов

Онтогенез – это процесс развития организма от момента зачатия до смерти.

Онтогенез делится на пренатальное развитие (дородовое – от зачатия до рождения) и постнатальное (послеродовое).
Оплодотворением называют слияние мужской и женской половых клеток, в результате которого возникает зигота (оплодотворённая яйцеклетка) с диплоидным (двойным) набором хромосом.

3. Основные этапы развития человека – оплодотворение, эмбриональный и плодный периоды. Критические периоды развития зародыша. Причины врожденных уродств и дефектов

Центильные таблицы физического развития девочки

Приведя свою малышку на прием к педиатру, который взвесит ее и измерит рост, обхват груди и головы, вы слышите оценку этим показателям: на четверку, или на другую цифру от одного до восьми. Что это за баллы? Это центильный коридор, в котором находятся по таблице показатели вашей девочки.

По таблицам вы можете узнать, соответствует ли норме рост и вес вашего ребенка в данном возрасте (от рождения до 17 лет). Центильные таблицы приведены ниже.

Грубо говоря, нормой считаются 3 средних столбца, но не это главное. Важно, чтобы резко не менялся центильный коридор. К примеру, если в 2 месяца вес ребенка на 6, а в 3 месяца — на 3 или наоборот, есть большая вероятность проблем со здоровьем и малышке необходимо обследование.

Колонки центильных таблиц показывают количественные границы признака у определенной доли (процента, центиля) детей данного возраста и пола. При этом за средние или строго нормальные величины принимают значения, свойственные половине здоровых детей данного пола и возраста, что соответствует интервалу 25-50-75 %. В наших таблицах этот интервал тонирован.

Интервалы, которые находятся рядом со средними показателями, оцениваются как ниже и выше среднего (соответственно 10-25 % и 75-90 %). Эти показатели родителям также можно расценивать как нормальные. Если же показатель попадает в зону 3-10 или 90-97 %, следует насторожиться и указать на это врачу.

Это — зона внимания, требующая дополнительных консультаций и обследования. Если же показатель ребенка выходит за значения 3 или 97 %, весьма вероятно, что у ребенка есть какая-то патология, отразившаяся на показателях его физического развития. распределение детей по окружности головы Понять, что такое дентальная шкала, например роста, можно на следующем примере.

Представьте себе 100 ребятишек одного возраста и пола, выстроившихся в шеренгу по росту от самого маленького до самого высокого. Рост первых трех детей оценивается как очень низкий, от 3-го до 10-го — низкий, 10-25-го — ниже среднего, 25-75-го — средний, 75-90-го — выше среднего, 90-97 — высокий и последних трех ребят — очень высокий. Показатель роста, массы и т. д.

конкретного ребенка может быть помещен в свой «коридор» центильной шкалы соответствующей таблицы. В зависимости от того, в какие «коридоры» попали антропометрические данные ребенка, формулируется оценочное суждение и принимается соответствующее тактическое врачебное решение.

По такому же принципу производится оценка соответствия массы тела длине-росту ребенка, при этом распределение строится с использованием показателей веса детей с одинаковым ростом.

Представьте себе 100 ребятишек одного возраста и пола, выстроившихся в шеренгу по росту от самого маленького до самого высокого. Рост первых трех детей оценивается как очень низкий, от 3-го до 10-го — низкий, 10-25-го — ниже среднего, 25-75-го — средний, 75-90-го — выше среднего, 90-97 — высокий и последних трех ребят — очень высокий. Показатель роста, массы и т. д.

ОЦЕНКА ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Масса

Рост

Оценка состояния физического развития ребенка

Центильный метод оценки физического развития

При индивидуальной оценке физического развития определяют уровень каждого признака по его положению в одном из центильных коридоров. Шесть колонок (коридоров) центильных таблиц указывают на величину параметров физического развития у определенного процента детей из общего количества детей, которое в каждом возрасте равно 100%. Все дети разделены на 6 групп, что соответствует 6 колонкам.

по центильным таблицам

· нормальный от 10 центиля до 97го центиля (3-6 коридоры)

· высокий – 97 центиль и выше (7й коридор)

· Снижение длины тела – 3-10й центиль (2й коридор)

· низкий рост – ниже 3 центиля (1й коридор)

· Нормальная – от 10 до 90 центиля (3-5 коридоры)

· Повышенная – 90-97 центиль (6 коридор)

· Высокая – выше 97 центиля (7й коридор)

· Сниженная – 3-10 центиль (2й коридор)

· Низкая – ниже 3 центиля (1й коридор)

Варианты заключений при оценке центильным методом:

Варианты заключенийДлина телаМасса тела
Нормальное физическое развитие10-97 центиль10-90 центиль
Отклонения в физическом развитии: Повышенная масса при нормальном значении длины тела Высокая масса при нормальном значении длины тела Сниженная масса при нормальном значении длины тела Низкая масса при нормальном значении длины тела Снижение длины тела при нормальном значении массы Снижение длины тела при повышенной или высокой массе Снижение длины тела при пониженной или низкой массе Высокая длина тела Низкая длина тела10-97 центиль 10-97 центиль 10-97 центиль 10-97 центиль 3-10 центиль 3-10 центиль 3-10 центиль выше 97 центиля до 3 центиля90-97 центиль от 97 центиля 3-10 центиль до 3 центиля 10-90 центиль от 90 центиля до 10 центиля любые значения массы тела

Примеры оценки физического развития по центильным таблицам

Мальчик, 5 лет. Рост 100 см – от 3 до 10 центиля, масса 24 кг – выше 97 центиля, окр.гр.кл.61 см – от 90 до 97 центиля Заключение: Отклонение в физическом развитии: сниженная длина тела при высокой массе тела.Девочка, 3 года. Рост 103 см – выше 97 центиля, масса тела 17 кг – от 90 до 97 центиля, окр.гр.кл. 57 см – от 90 до 97 центиля. Заключение: Отклонение в физическом развитии: высокая длина тела.Мальчик, 7 лет. Рост 114 см – от 10 до 25 центиля, масса тела 18 кг – ниже 3 центиля, окр.гр.кл. 56 см – от 3 до 10 центиля. Заключение: Отклонение в физическом развитии: низкая масса тела при нор-мальных значениях длины.

Основой начального решения при медицинском заключении о состоянии физического развития ребенка является показатель длины тела.Определяется колонка таблицы, в которой находится этот параметр (коридор).

Одновременно с помощью центильных таблиц выясняется гармонич­ность (пропорциональность) физического развитияребенка:

· если номера коридоров всех антропометрических данных одинаковы или разница между любыми двумя из них не более одной колонки (например: 1,1,1,2; 3,4,3,4; 4,5,5,5 и т.п.), то физическое развитие ре­бенка пропорциональное или гармоничное;

· если разница между номерами коридоров больше двух (например, 2,4,3,4; 1,1,3,3; 4,4,4,6 и т.п.) — развитие диспропорциональное или дисгармоничное;

· признаком резкого дисгармоничного (резкого диспропорционального)развития является отклонение номеров антропометрических данных на 3 и более колонок (1,3,4,5; 2,3,5,за пределы 6 и т.п.).

При попадании параметров в крайние коридоры или в случае дисгармоничного физ.развития требуется провести углубленную оценку физ.развития при помощи сигмальных таблиц.

Более точную оценку гармоничности развития дают двумерные центильные шкалы «длина тела – масса тела». Если при данном росте масса попадает в зону от 25 до 75 центиля, то развитие ребенка гармоничное. Зоны от 3 до 10 центиля позволяют говорить о дефиците массы, а зоны от 75 до 90 центиля – об избытке массы. Крайние зоны (ниже 3 центиля и выше 95 центиля) говорят о патологических состояниях, требующих специального обследования.

Оцените физическое развитие детей:

1. Мальчик 13 лет, рост 161см, масса тела 48 кг

2. Девочка 6 лет, рост 94см, масса тела 11 кг

3. Мальчик 11 лет, рост 171см, масса 88 кг

4. Девочка 3 лет, рост 104см, масса тела 13 кг

ЦЕНТИЛЬНЫЕ ТАБЛИЦЫ

Дата добавления: 2014-12-16 ; Просмотров: 3356 ; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Оценка состояния физического развития ребенка

–>Скопина Лариса Викторовна –>,

Понять, что такое дентальная шкала, например роста, можно на следующем примере. Представьте себе 100 ребятишек одного возраста и пола, выстроившихся в шеренгу по росту от самого маленького до самого высокого. Рост первых трех детей оценивается как очень низкий, от 3-го до 10-го — низкий, 10-25-го — ниже среднего, 25-75-го — средний, 75-90-го — выше среднего, 90-97 — высокий и последних трех ребят — очень высокий.

Ссылка на основную публикацию