Суицидальное поведение у детей и подростков: факторы риска и признаки : причины, коррекция, профилактика

Суицидальное поведение у детей и подростков: факторы риска и признаки

К проблемам, которые способны вызвать мысли о самоубийстве относят:

Суицидальное поведение детей и подростков

Суицидальное поведение детей и подростков – этапный процесс, включающий разнообразные проявления психической деятельности, направленные на самоубийство. Внутренняя суицидальная активность (мысли, фантазии, продумывание способов совершения суицида) предшествует внешним проявлениям – поступкам, целью которых является лишение себя жизни. Диагностика проводится психиатром, применяется клинический метод, психологическое обследование. Лечение определяется фазой суицидального поведения. Включает госпитализацию, применение медикаментов, психотерапию, социальную реабилитацию.

  • Причины суицидального поведения
  • Патогенез
  • Классификация
  • Симптомы суицидального поведения
  • Осложнения
  • Диагностика
  • Лечение суицидального поведения
  • Прогноз и профилактика
  • Цены на лечение

Суицид является осознанным, произвольным актом прекращения жизни. Суицидальным поведением называют любую активность, целью которой становится собственная смерть. Завершающий этап такого поведения – попытка самоубийства. Своевременная диагностика предполагает выявление поведенческих актов и предшествующих им суицидальных мыслей, планов, намерений. Суицидальные поступки среди детей и подростков наиболее распространены в возрасте 15-19 лет. Попытки суицида совершаются 5-8% подростков, мысли о самоубийстве посещают 25% юношей и девушек. Существуют сезонные пики осенью/зимой, объясняющиеся обострением депрессивных расстройств. Гендерная специфика суицидального поведения прослеживается с периода полового созревания – юноши чаще предпринимают попытки, приводящие к смерти.

Особенности суицидального поведения детей и подростков

Суицидальное поведение детей и подростков имеет ряд особенностей, свойственных растущему организму и личности. Случаи суицидального поведения у детей, например, суицидальные высказывания, могут отмечаться уже в 5-6-летнем возрасте, далее в 7-10-летнем возрасте и старше, наряду с суицидальными высказываниями, дети могут совершать и суицидальные попытки, которые иногда к несчастью, заканчиваются гибелью ребенка. Суицидальная активность резко возрастает в подростковом возрасте с 14-15 лет и достигает своего максимума в 16-19 лет.

Одной из причин выбора суицидального способа решения проблем, является неадекватное отношение к смерти. У ребенка не сформировано представление, что смерть необратима. Свою «временную» гибель ребенок воспринимает как способ воздействия на значимых близких- вызвать сочувствие, наказать. Только к концу подросткового возраста формируется правильное представление о смерти как необратимом прекращении жизни. Ввиду незрелости суждений и отсутствии жизненного опыта даже незначительная конфликтная ситуация кажется безвыходной, а потому становится чрезвычайно суицидоопасной.

Считается, что половина суицидальных попыток в подростковом возрасте являются демонстративными, т.е. без настоящего намерения умереть. Тем не менее, различить истинные и демонстративные попытки не всегда легко. Отсутствие страха смерти лежит в основе выбора всевозможных опасных игр, отсутствие жизненного опыта приводит к драматическим способам ухода из жизни.

Анализируя чувства, стоящие за суицидальными действиями, выделяют 4 причины самоубийства:

изоляция (чувство, что тебя никто не понимает, тобой не интересуется);

беспомощность (ощущение, что ты не можешь контролировать свою жизнь, все зависит не от тебя),

безнадежность (когда будущее не предвещает ничего хорошего);

чувство собственной незначимости (уязвленное чувство собственного достоинства, низкая самооценка, переживание некомпетентности, стыд за себя).

Причиной суицида подростка, чаще всего, является длительная конфликтная ситуация в семье, где преобладают: давящий стиль воспитания, а в форме наказаний используются унижающие высказывания, болезненные для самолюбия и снижающие самооценку подростка; кризисные ситуации , как смерть близких, развод родителей или уход из семьи одного из родителей, такие стрессовые факторы как пережитое физическое или сексуальное насилие.

Школьные причины суицидального поведения обычно связаны с отношениями с учителями, одноклассниками. Отношения со сверстниками (особенно противоположного пола) являются весьма значимым фактором суицидального поведения подростков. Одним из объяснений важности этих отношений служит чрезмерная зависимость от другого человека, возникающая обычно в качестве компенсации плохих отношений со своими родителями, из–за постоянных конфликтов и отсутствия контакта с ними. Бывает, что отношения с другом или подругой становятся столь значимыми, что любое охлаждение привязанности, а тем более, измена, уход к другому воспринимается как невосполнимая утрата, лишающая смысла дальнейшую жизнь.

Покушение на жизнь может быть подражанием поведению, демонстрируемому с экранов телевидения или на деструктивных сайтах в интернете ,где поощряются депрессивные настрои и аутоагрессивное поведение. В подростковых компаниях наблюдается повышенный интерес к темам смерти и самоубийства, обсуждается их «тайна» и «красота». Помимо этого склонны к самоубийствам подростки, злоупотребляющие алкоголем и наркотиками, страдающие психическими и соматическими заболеваниями. Среди психических заболеваний это прежде всего депрессивные состояния, психопатические наклонности и другие психические расстройства.

Суицидологи отмечают во внешнем поведении детей и подростков ряд изменений, которые могут свидетельствовать о суицидальных намерениях:

недостаток сна или повышенная сонливость;

признаки беспокойства, вспышки раздражительности;

усиление чувства тревоги, печальное настроение;

признаки вечной усталости, упадок сил, потеря свойственной детям энергии;

неряшливый внешний вид;

усиление жалоб на физическое недомогание;

склонность к быстрой перемене настроения;

отдаление от семьи и друзей;

излишний риск в поступках;

выражение безнадежности, поглощенность мыслями о смерти, разговоры о собственных похоронах;

открытые заявления: “Ненавижу жизнь”; “Не могу больше этого выносить”; “Жить не хочется”; “Никому я не нужен”.

Иногда индикатором суицида могут быть поступки типа: раздаривание ценных личных вещей, предметов увлечений, улаживание конфликтов с родными и близкими.

Прежде всего необходимо помнить что за любое суицидальное поведение ребенка в ответе взрослые.

Профилактика суицидального поведения у подростков

Алгоритм действий должностных лиц при подозрении на суицидальное поведение несовершеннолетних

Ребенок, решивший покончить с собой, сначала делится с друзьями. Они, в свою очередь, редко рассказывают об этом взрослым. Поэтому необходимо доносить до детей информацию о том, как важно о таких случаях сообщать школьному психологу или родителям. Также можно позвонить в антикризисный центр.

Если родители замечают тревожные признаки в поведении сына или дочери, им следует создать дома спокойную обстановку, окружить ребенка заботой и вниманием. Не нужно бояться расспрашивать о проблемах. Как показывает практика, подростки обычно охотно делятся переживаниями, если о них поинтересоваться. Главное, избегать излишнего давления, не быть чересчур настойчивым.

Если ребенок заговаривает о самоубийстве, нужно воспринимать его слова всерьез. Важно внимательно выслушать и выяснить, что именно натолкнуло его на эти мысли.

Родителям также необходима работа с психологом. Специалист объяснит особенности психологии поведения в определенном возрасте, даст рекомендации по выстраиванию взаимоотношений с подростком. Также предоставит информацию по оказанию экстренной психологической помощи.

Даже если кажется, что кризис миновал, не нужно пускать ситуацию на самотек. Только квалифицированный специалист сможет сказать, решена проблема или нет. Грамотный психолог легко установит контакт с подростком и выяснит причины суицидального поведения. Индивидуальное консультирование поможет справиться с психологическими травмами и найти выход из сложившейся ситуации. При стойких отклонениях может понадобиться лечение у детского психиатра.

Поддержка родных и близких играет важную роль в спасении человека с признаками суицидального поведения. Но часто этого бывает недостаточно. Порой сложно подобрать нужные слова, вызвать доверие, дать правильный совет. Поэтому необходимо обращаться к квалифицированному психологу. С помощью грамотного специалиста риск попытки самоубийства сводится к минимуму.

Круглосуточные бесплатные консультации:

Мы будем рады ответить на все Ваши вопросы!

Частная клиника «Спасение» уже 19 лет осуществляет эффективное лечение различных психиатрических заболеваний и расстройств. Психиатрия – сложная область медицины, требующая от врачей максимума знаний и умений. Поэтому все сотрудники нашей клиники – высокопрофессиональные, квалифицированные и опытные специалисты.

Частная клиника «Спасение» уже 19 лет осуществляет эффективное лечение различных психиатрических заболеваний и расстройств. Психиатрия – сложная область медицины, требующая от врачей максимума знаний и умений. Поэтому все сотрудники нашей клиники – высокопрофессиональные, квалифицированные и опытные специалисты.

Признаки суицидника

Среди симптомов отмечаются признаки, способствующие выявлению суицидальных наклонностей:

  • Уход в себя;
  • Депрессия;
  • Агрессия;
  • Психологическая травма;
  • Резкие перемены поведения;
  • Угрозы.

Обратите внимание! Раньше считалось, что люди, склонные к суициду, настроены враждебно по отношению к окружающим. На сегодняшний день это имеет другой вид. Суицидник, наоборот, отчуждается, изолируется. Он чувствует вину, стыд, беспомощность. Наряду со всей подавленностью и апатичными мыслями, отдельным признаком выделяют поведение человека, когда тот начинает раздавать свои вещи в подарок другим, причем без видимой причины, в сопровождении с тревогой.

Суицидники могут стыдиться себя

  • Уход в себя;
  • Депрессия;
  • Агрессия;
  • Психологическая травма;
  • Резкие перемены поведения;
  • Угрозы.

Психологические факторы риска суицидального поведения в подростковой среде

Рубрика: Психология

Дата публикации: 04.03.2019 2019-03-04

Статья просмотрена: 883 раза

Ключевые слова: подростковый возраст, суицидальное поведение, факторы риска, интегративные подход, личностные факторы.

Суицидальное поведение детей и подростков

Суицид является осознанным, произвольным актом прекращения жизни. Суицидальным поведением называют любую активность, целью которой становится собственная смерть. Завершающий этап такого поведения – попытка самоубийства. Своевременная диагностика предполагает выявление поведенческих актов и предшествующих им суицидальных мыслей, планов, намерений. Суицидальные поступки среди детей и подростков наиболее распространены в возрасте 15-19 лет. Попытки суицида совершаются 5-8% подростков, мысли о самоубийстве посещают 25% юношей и девушек. Существуют сезонные пики осенью/зимой, объясняющиеся обострением депрессивных расстройств. Гендерная специфика суицидального поведения прослеживается с периода полового созревания – юноши чаще предпринимают попытки, приводящие к смерти.

  • Биологические причины. Предрасположенность к суициду определяется при снижении активности серотонина, нарушениях связи гипоталамо-гипофизарной оси, наследственной отягощенности.
  • Психологические особенности. Суицидальному поведению способствует низкая стрессоустойчивость, эмоциональная лабильность, максимализм, эгоцентризм; зависимость от действий, мнений окружающих; неумение составлять и воплощать в жизнь планы; фрустрация потребности в безопасности, доверии, любви.
  • Медицинские факторы. К самоубийству предрасполагает наркомания, алкоголизм подростков, психические расстройства (депрессии, шизофрения, психопатии), тяжелые соматические заболевания с вероятностью инвалидизации, летального исхода (онкологические патологии, СПИД, ВИЧ).

Суицидальное поведение у детей и подростков: факторы риска и признаки : причины, коррекция, профилактика

Методы арт-терапии в работе с перинатальными утратами

Суицидальное поведение подростков.

  • Факторы риска суицидального поведения подростков.
  • Диагностика суицидального риска у подростков.
  • Профилактика суицидального поведения подростков.

Проблема суицидального поведение практически не встречается среди младших школьников, но среди подростков, начиная примерно с одиннадцати лет, попытки самоубийства становятся более частыми. Несмотря на то, что само но себе это явление редкое, суицидальное поведение подростков заслуживает особого внимания.

Типичные мотивы суицидальных попыток в подростковом возрасте цожно объединить в несколько групп. Один из наиболее распространенных мотивов — демонстрация/манипуляция. Подросток решается на этот шаг, желая «наказать обидчиков». Ими могут быть родители, сверстники своего или противоположного пола. Иногда подросток. Довершает суицидальную попытку, чувствуя угрозу утраты родительской любви (при рождении младшего ребенка, появлении в семье отчима и т. д.). Попытка может быть предпринята подростком как средство шантажа, но без серьезного намерения уйти из жизни. Опасность в том, что действия, начатые как простое запугивание, могут обернуться непоправимой трагедией, тем более что, по данным суицидологов, подростки часто действуют в подобных случаях при суженном сознании, т. е. плохо контролируя себя. Отмечено, что такой вид суицидальных попыток совершается чаще всего подростками с истероидной и неустойчивой акцентуациями характера.

Другой вид мотивов суицидального поведения — переживание тупика или безысходности. В реальности такие мотивы часто сливаются с названными выше, однако имеет смысл рассмотреть их отдельно. Риск таких переживаний у подростков особенно велик из-за высокой тревожности, типичной для возраста, а также недостаточности социального опыта, когда какая-либо житейская ситуация воспринимается подростком как безвыходная — оставаться в такой ситуации невозможно, а изменить ее нет сил. У девочек такой ситуацией могут стать, например, сексуальные домогательства со стороны кого-либо из родных.

Среди подростков и юношей встречается также еще один вид мотивации — следование групповой норме. Время от времени в СМИ появляются данные о самоубийствах подростков, попавших под влияние тоталитарных сект или увлекавшихся компьютерными играми с предсказанием даты своего ухода из жизни. Возможно, для таких подростков крайняя степень зависимости от групповых норм сочеталась с острым желанием испытать яркие и острые, пусть даже сугубо отрицательные ощущения.

Другой вид мотивов суицидального поведения — переживание тупика или безысходности. В реальности такие мотивы часто сливаются с названными выше, однако имеет смысл рассмотреть их отдельно. Риск таких переживаний у подростков особенно велик из-за высокой тревожности, типичной для возраста, а также недостаточности социального опыта, когда какая-либо житейская ситуация воспринимается подростком как безвыходная — оставаться в такой ситуации невозможно, а изменить ее нет сил. У девочек такой ситуацией могут стать, например, сексуальные домогательства со стороны кого-либо из родных.

Суицидальное поведение у детей и подростков: факторы риска и признаки : причины, коррекция, профилактика

Ежегодно проводится множество исследований, посвященных тематике суицида в подростковой среде. Статистические данные, полученные в исследованиях разных авторов, постоянно меняются и обновляются. Так, согласно статистике, приведенной экспертами, в России число самоубийств детей и подростков до 14 лет с 2000 года по 2010 год сократилось в два раза – с 500 до 240. С другой стороны, согласно данным ВОЗ: «критический уровень» – 11 случаев суицида на 100 тысяч населения, а в России этот показатель превышен в четыре раза – 38 – 40 случаев [1]. Подростковый возраст – один из самых сложных возрастов в жизни человека. Именно в этот период, согласно статистическим данным, наблюдается пик суицидального поведения. По данным статистики до 13 лет суицидальные попытки редки. С 14-15 лет суицидальная активность резко возрастает, достигая максимума в 16-19 лет. В подростковом возрасте формируется страх смерти, который, однако, еще не базируется на осознанном представлении о ценности жизни. Общая неустойчивость, недостаточность критики, повышенная самооценка и эгоцентризм создают условия для снижения ценности жизни, что негативно окрашивает эмоциональность подростка, а в конфликтной ситуации создает предпосылки для суицидального поведения.

А.Е. Личко выделяет три типа суицидального поведения у подростков: демонстративное, аффективное и истинное. Демонстративное суицидальное поведение по сути своей выражает не всегда осознанное подростком стремление привлечь внимание к положению, в котором он оказался, вызвать сочувствие, избежать ожидаемых неприятных последствий за какие-либо поступки, выйти из трудной ситуации, а также напугать своих недругов (шантаж, угрозы, вымогательство и т.п.). При такой попытке подросток не всегда гарантирован от смертельного исхода, так как часто не осознает степень опасности предпринимаемых действий и их последствий. Аффективное суицидальное поведение является одной из форм острых психогенных реакций, возникающих на фоне акцентуаций характера, психопатий или остаточных явлений органического поражения головного мозга. При истинном суицидальном поведении намерение подростка покончить с собой нередко долго вынашивается, предпринимаются меры, чтобы никто этому не помешал. В оставленных нередко записках звучат мотивы поступка, субъективные оценки обстоятельств, самообвинения и др. При патохарактерологических реакциях, составляющих 10 % попыток, истинное суицидальное поведение бывает обычно следствием длительной и тяжелой психической травматизации, воздействующей, прежде всего на слабые стороны акцентуированного характера. Чаще такие действия обнаруживаются у сенситивных и циклоидных (в депрессивной фазе) подростков. Заметно чаще истинное суицидальное поведение у подростков проявляется при депрессивных состояниях, имеющих различное происхождение [3].

Е. Шир отмечает, что половина суицидальных попыток в подростковом возрасте являются демонстративными, т.е. без настоящего намерения умереть, а лишь разыграть для окружающих спектакль, производящий впечатление суицидальной попытки с целью привлечь к себе внимание, добиться каких–то преимуществ, избавиться от грозящих неприятностей. Тем не менее, различить истинные и демонстративные попытки не всегда легко. Отсутствие страха смерти лежит в основе выбора всевозможных опасных игр, отсутствие жизненного опыта приводит к драматическим способам ухода из жизни [4].

Таким образом, проблема суицидального поведения является одной из самых актуальных на современном этапе, что и обуславливает цель нашего исследования.

Цель исследования

Целью исследования является диагностика и профилактика суицидального поведения старших подростков.

Материалы и методы исследования

Экспериментальное исследование организовано нами на базе МБОУ «Средняя общеобразовательная школа» (номер школы) Красноярского края, в мае 2015 года с целью изучения суицидального поведения подростков. Выборка представлена подростками в возрасте 13 – 15 лет в количестве 50 человек. Для проведения исследования мы использовали следующий диагностический инструментарий: «Диагностика склонности к отклоняющемуся поведению» (автор – А.Н. Орел), «Акцентуации характера» (автор – Г. Шмишек), «Опросник суицидального риска» (автор – Т.Н. Разуваева), «Диагностика склонности к аддиктивному и делинквентному поведению» (авторы – В.В. Юсупов, В.А. Корзунин).

Результаты исследования и их обсуждение

Анализируя результаты, полученные с использованием методики «Диагностика склонности к отклоняющемуся поведению», мы сделали следующие выводы. Слишком высокий уровень социальной желательности был замечен у 2 испытуемых (4 %), что является признаком недостоверного результата, поскольку свидетельствует о том, что они старались как можно больше себя приукрасить. Стремление давать социально желательные ответы (т.е. старались избегать ответов, которые могли бы охарактеризовать их с отрицательной стороны) выразили 15 опрошенных (30 %). Наиболее честные результаты дали 15 респондентов (10 %), в пределах нормы отвечали 32 участника (56 %). 32 опрошенных (62 %) предрасположены хотя бы к одному из видов отклоняющегося поведения. Склонность к самоповреждающему и саморазрушающему поведению обнаружена у 15 опрошенных (30 %)). Этот тип склонности тесно связан с суицидальным поведением, что позволяет нам, в свою очередь, выделять группу риска, отталкиваясь уже от этого значения. 10 опрошенных (67 %) из склонных к самоповреждающему и саморазрушающему поведению склонны к преодолению норм и правил. 7 (47 %) из них же склонны к аддиктивному поведению, 6 (40 %) к агрессии и насилию и 5 (34 %) к делинквентному поведению. Высокие показатели по всем шкалам получили 2 респондента (4 %). Жесткий волевой контроль эмоциональных реакций (т.е. способность контролировать свои чувства и эмоции) присущ 33 респондентам (66 %), слабый – 6 (12 %), в пределах нормы – 11(22 %). У склонных к саморазрушающему и самоповреждающему поведению замечены разные формы волевого контроля эмоциональных реакций: 9 (60 %) из них обладают жестким самоконтролем, 3 (20 %) – средним, 3 (20 %) – слабым. Это значит, что среди подростков, склонных к саморазрушающему и самоповреждающему поведению, большинство способны контролировать свои поведенческие реакции, что снижает вероятность совершения у них самоубийства, однако 3 (20 %) склонных к самоповреждающему и саморазрушающему поведению со слабым волевым контролем можно отнести к группе риска.

Анализируя результаты, полученные при диагностике акцентуаций характера, мы отмечаем, что 27 (54 %) опрошенных имеют хотя бы один тип акцентуации из следующих: циклоидный, эмотивный, демонстративный, экзальтированный, которые характерны для склонных к самоубийству. Циклоидный тип акцентуации выделен у 13 опрошенных (26 %), тенденции к акцентуации по циклоидному типу выделены у 18 респондентов (36 %.) Особенностью этого типа является периодическое (с фазой от нескольких недель до нескольких месяцев) колебание настроения и жизненного тонуса. В период подъема циклоидным подросткам присущи черты гипертимного типа. Затем наступает период спада настроения, резко падает контактность, подросток становится немногословным, пессимистичным. То есть 13 опрошенных (26 %) могут иметь высокую вероятность совершения самоубийства в период определенной фазы, 18 (36 %) находятся на грани риска. Эмотивная акцентуация встречается у 10 опрошенных (20 %), тенденции к эмотивному типу обнаружены у 19 опрошенных (38 %). Для эмотивных подростков характерны эмоциональность, чувствительность, глубокие реакции в области тонких чувств. Они впечатлительны, слезливы, любые жизненные события воспринимают серьезнее других. Демонстративность как акцентуация выражена у 8 подростков (16 %), тенденция к ней у 16 (30 %). Этот тип акцентуации характеризуется демонстративностью, повышенной способностью к вытеснению, живостью, легкостью в установлении контактов. 8 опрошенных (16 %) могут таким образом привлекать внимание к своим проблемам. Мы обнаружили 10 респондентов (20 %), обладающих акцентуацией по экзальтированному типу и 19 (38 %), обладающих тенденцией к этому типу. Подростки экзальтированного типа реагируют на жизнь более бурно, чем остальные. Экзальтированные личности одинаково легко приходят в восторг от радостных событий и в отчаяние от печальных.

Анализируя результаты, полученные с помощью методики «Опросник суицидального риска», мы отмечаем, что среди всех опрошенных у 31 (62 %) имеется хотя бы один фактор, на почве которого может быть совершен суицид. Среди них только у 12 (24 %) обнаружен антисуицидальный фактор, что исключает вероятность совершения суицида. 4 опрошенных (8 %) имеют ярко выраженный антисуицидальный фактор без склонности к самоубийству вообще. Мы выделили 11 участников опроса (22 %), которые обладают высокой вероятностью совершения демонстративного суицида. 14 участников опроса (28 %) могут совершить суицид в состоянии аффекта (очень сильное переживание), 10 (20 %) способны на суицид ввиду ощущения и осознания собственной уникальности, непохожести на остальных, 12 (24 %) обладают ярко выраженным фактором несостоятельности (т.е. не считают себя успешными, привлекательными, интересными и прочее), что также способно привести к суициду. Нами обнаружено 12 опрошенных (24 %), которые могут совершить самоубийство ввиду характерного для них социального пессимизма (т.е. враждебное отношение к окружающему миру). У 3 респондентов (6 %) присутствует слом культурных барьеров (т.е. поиск оправдания самоубийству). Максимализм (качество, особенно выраженное у подростков – крайность во всем: в общении, действиях, поступках) выражен у 6 опрошенных (12 %). 5 участников (10 %) могут совершить самоубийство в виду особенностей восприятия временной перспективы. Были также выявлены сочетания нескольких факторов. Так, наиболее часто встречается сочетание факторов демонстративности и аффективности, что замечено у 7 опрошенных (14 %). Было обнаружено также сочетание факторов несостоятельности и социального пессимизма, что встречается у 6 опрошенных (12 %). Стоит отметить, что у нескольких опрошенных помимо высоких показателей факторов несостоятельности и социального пессимизма выражен фактор уникальности, это отмечено у 5 опрошенных (10 %).

При анализе результатов, полученных с помощью методики «Диагностика склонности к аддиктивному и делинквентному поведению», мы сделали следующие выводы. У 18 опрошенных (36 %) присутствует хотя бы один вид склонности к девиантному (отклоняющемуся) поведению. Среди всех опрошенных 10 (20 %) обладают высоким уровнем склонности к суицидальному поведению. У 8 опрошенных (16 %) отмечен высокий уровень склонности к суицидальному поведению в сочетании с высоким уровнем склонности к аддиктивному поведению (склонность к разного рода зависимостям). 5 опрошенных (10 %) имеют высокие показатели по всем трем шкалам: аддиктивности, делинквентности (склонность к правонарушениям), суицидальности. То есть зачастую отклонения в поведении тесно взаимосвязаны друг с другом.

Анализируя результаты исследования, мы выделили 3 группы испытуемых в зависимости от степени суицидального риска. В первую группу вошли подростки, имеющие 1-2 признака суицидального риска, что составляет 23 опрошенных (42 %). Эти подростки находятся на грани склонности к суицидальному риску, то есть они подвержены ему меньше, чем подростки в следующих группах, однако риск самоубийства имеют. Во вторую группу мы включили подростков с 3 признаками суицидального риска: 5 опрошенных (10 %). Эти подростки находятся в значительной опасности. Наиболее опасное положение занимает 1 подросток (2 %), которого мы включили в третью группу, так как у него обнаружено 4 признака суицидального риска.

Таким образом, необходима специально организованная деятельность по предупреждению суицидальных попыток у подростков. Психопрофилактика способна не допустить возникновения суицидального риска у подростков, благодаря устранению внешних причин, факторов и условий, способствующих его возникновению.

Профилактика суицидального поведения в образовательной среде, проводится, как правило, на трех уровнях:

1) общая профилактика;

2) 1 уровень – первичная профилактика;

3) 2 уровень – вторичная профилактика;

4) 3 уровень – третичная профилактика [2].

Цель общей профилактики – это повышение групповой сплоченности в школе. На данном уровне, мероприятия направлены на создание общих школьных программ психического здоровья, здоровой среды в школе, так чтобы дети чувствовали заботу, уют, любовь. Организация внеклассной воспитательной работы. Разработка эффективной модели взаимодействия школы и семьи, а также школы и всего сообщества. Задачи педагога-психолога на данном этапе: 1) изучение особенностей психолого-педагогического статуса каждого учащегося с целью своевременной профилактики и эффективного решения проблем, возникающих в психическом состоянии, общении, развитии и обучении; 2) создание системы психолого-педагогической поддержки учащихся разных возрастных групп в воспитательно-образовательном процессе так и в период трудной жизненной ситуации (составление программы или плана работы по профилактике суицидального поведения учащихся); 3) привлечение различных государственных органов и общественных объединений для оказания помощи и защиты законных прав и интересов ребенка; 4) формирование позитивного образа Я, уникальности и неповторимости не только собственной личности, но и других людей; 5) привитие существующих в обществе социальных норм поведения, формирование детского милосердия, развитие ценностных отношений в социуме.

На уровне первичной профилактики, основная цель – выделение групп суицидального риска; сопровождение детей, подростков и их семей группы риска с целью предупреждения самоубийств. Основные мероприятия данного уровня:

1. Диагностика суицидального поведения. В задачи педагога-психолога на данном этапе входит:

1) выявление детей, нуждающихся в незамедлительной помощи и защите;

2) работа с семьей ребенка, попавшего в трудную жизненную ситуацию или испытывающего кризисное состояние;

3) оказание экстренной первой помощи, обеспечение безопасности ребенка, снятие стрессового состояния.

2. Индивидуальные и групповые занятия по обучению проблем-разрешающего поведения, поиска социальной поддержки, ее восприятия и оказания, повышению самооценки, развитию адекватного отношения к собственной личности, эмпатии. Задачи педагога-психолога на данном этапе:

1) сопровождение детей и подростков группы риска по суицидальному поведению с целью предупреждения самоубийств: терапия кризисных состояний, формирование адаптивных копинг-стратегий, способствующих позитивному принятию себя подростками и позволяющих эффективно преодолевать критические ситуации существования;

2) работа с семьей ребенка, попавшего в трудную жизненную ситуацию или испытывающего кризисное состояние.

3. Классные часы, круглые столы, стендовая информация. Задачи педагога-психолога на данном этапе:

1) изучение теоретических аспектов проблемы с позиции различных наук (философии, физиологии, психологии, социологии, педагогики) и использование информации в работе с педагогами и родителями;

2) повышение осведомленности персонала, родителей и учащихся о признаках возможного суицида, факторах риска и путях действия в этой ситуации.

4. Разработка плана действий в случае самоубийства, в котором должны быть процедуры действия при выявлении учащегося группы риска, действия при угрозе самоубийства и после самоубийства. Задачи педагога-психолога на данном этапе:

1) включение созданной системы психолого-педагогической поддержки учащихся разных возрастных групп в воспитательно-образовательном процессе (составленной программы или плана работы по профилактике суицидального поведения учащихся) в общий план действий;

2) определение своей позиции и перечня конкретных действий при выявлении учащегося группы риска, при угрозе учащегося закончить жизнь самоубийством, и после самоубийства.

Третий уровень – вторичная профилактика, основная цель – предотвращение самоубийства. Мероприятия, совершаемые на данном уровне, включают в себя:

1. Оценку риска самоубийства. Оценка риска самоубийства происходит по схеме: крайняя (учащийся имеет средство совершения самоубийства, выработан четкий план), серьезная (есть план, но нет орудия осуществления) и умеренная (вербализация намерения, но нет плана и орудий). Задачи педагога-психолога на данном этапе:

1) педагог-психолог может взять на себя роль того, кто мог бы отговорить самоубийцу от последнего шага или выступить в роли консультанта того, кто решился вступить в контакт с учащимся, который грозится покончить жизнь самоубийством, отговорить самоубийцу от последнего шага;

2) психолог входит в состав кризисного штаба по предотвращению самоубийства.

2. Оповещение соответствующего учреждения психического здоровья (психиатрическая клиника), запрос помощи. Оповещение родителей.

3. Разбор случая со школьным персоналом, который был включен в работу, так чтобы он мог выразить свои чувства, переживания, внести предложения относительно стратегий и плана работы.

На четвертом уровне – третичной профилактике, цель – снижение последствий и уменьшение вероятности дальнейших случаев, социальная и психологическая реабилитация суицидентов. Основные мероприятия:

1. Оповещение, возможность проконсультироваться с психологом, внимание к эмоциональному климату в школе и его изменению. Задачи педагога-психолога на данном этапе: оказание экстренной первой помощи, снятие стрессового состояния у очевидцев происшествия (дети, подростки, персонал школы).

2. Глубинная психотерапевтическая коррекция, обеспечивающая профилактику образования конфликтно-стрессовых переживаний в дальнейшем. Данная работа – уровень медицинских психологов, психотерапевтов.

Заключение

Таким образом, результаты проведенного исследования позволяют сделать вывод, что понимание и осознание психологических особенностей подростков со склонностью к суицидальному поведению, и грамотно организованная первичная профилактика суицидального поведения подростков помогут избежать и своевременно предотвратить попытки суицида в среде подростков.

1) включение созданной системы психолого-педагогической поддержки учащихся разных возрастных групп в воспитательно-образовательном процессе (составленной программы или плана работы по профилактике суицидального поведения учащихся) в общий план действий;

Факторы, мотивы и причины суицидального поведения

Однако, хотя суицидальное поведение подростков во многом и сходно с аналогичным поведением взрослых, но все же имеет некоторые отличия, в первую очередь это связано с определенным возрастным своеобразием.

В этой главе я буду описывать факторы, мотивы и причины суицидального поведения с учетом особенностей данного возраста.

неврозы, характеризующиеся беспричинным страхом, внутренним напряжением и тревогой;

Профилактика суицидального поведения у детей и подростков

Суицид (самоубийство) – это осознанное лишение себя жизни. К суицидальному поведению относятся суицидальные мысли, замыслы, намерения, суицидальные попытки и завершенный суицид. Тема нашего разговора достаточно серьезная, но и актуальная, ведь по данным ВОЗ в классификации причин смертности у населения суицид занимает третье место (после сосудистых и онкологических заболеваний), а в подростковом возрасте – второе (после несчастных случаев).

Особенности суицидального поведения детей и подростков

Суицидальное поведение детей и подростков имеет ряд особенностей, свойственных растущему организму и личности. Случаи суицидального поведения у детей, например, суицидальные высказывания, могут отмечаться уже в 5-6-летнем возрасте, далее в 7-10-летнем возрасте и старше, наряду с суицидальными высказываниями, дети могут совершать и суицидальные попытки, которые иногда к несчастью, заканчиваются гибелью ребенка. Суицидальная активность резко возрастает в подростковом возрасте с 14-15 лет и достигает своего максимума в 16-19 лет.

Одной из причин выбора суицидального способа решения проблем, является неадекватное отношение к смерти. У ребенка не сформировано представление, что смерть необратима. Свою «временную» гибель ребенок воспринимает как способ воздействия на значимых близких- вызвать сочувствие, наказать. Только к концу подросткового возраста формируется правильное представление о смерти как необратимом прекращении жизни. Ввиду незрелости суждений и отсутствии жизненного опыта даже незначительная конфликтная ситуация кажется безвыходной, а потому становится чрезвычайно суицидоопасной.

Считается, что половина суицидальных попыток в подростковом возрасте являются демонстративными, т.е. без настоящего намерения умереть. Тем не менее, различить истинные и демонстративные попытки не всегда легко. Отсутствие страха смерти лежит в основе выбора всевозможных опасных игр, отсутствие жизненного опыта приводит к драматическим способам ухода из жизни.

Анализируя чувства, стоящие за суицидальными действиями, выделяют 4 причины самоубийства:

изоляция (чувство, что тебя никто не понимает, тобой не интересуется);

беспомощность (ощущение, что ты не можешь контролировать свою жизнь, все зависит не от тебя),

безнадежность (когда будущее не предвещает ничего хорошего);

чувство собственной незначимости (уязвленное чувство собственного достоинства, низкая самооценка, переживание некомпетентности, стыд за себя).

Причиной суицида подростка, чаще всего, является длительная конфликтная ситуация в семье, где преобладают: давящий стиль воспитания, а в форме наказаний используются унижающие высказывания, болезненные для самолюбия и снижающие самооценку подростка; кризисные ситуации , как смерть близких, развод родителей или уход из семьи одного из родителей, такие стрессовые факторы как пережитое физическое или сексуальное насилие.

Школьные причины суицидального поведения обычно связаны с отношениями с учителями, одноклассниками. Отношения со сверстниками (особенно противоположного пола) являются весьма значимым фактором суицидального поведения подростков. Одним из объяснений важности этих отношений служит чрезмерная зависимость от другого человека, возникающая обычно в качестве компенсации плохих отношений со своими родителями, из–за постоянных конфликтов и отсутствия контакта с ними. Бывает, что отношения с другом или подругой становятся столь значимыми, что любое охлаждение привязанности, а тем более, измена, уход к другому воспринимается как невосполнимая утрата, лишающая смысла дальнейшую жизнь.

Покушение на жизнь может быть подражанием поведению, демонстрируемому с экранов телевидения или на деструктивных сайтах в интернете ,где поощряются депрессивные настрои и аутоагрессивное поведение. В подростковых компаниях наблюдается повышенный интерес к темам смерти и самоубийства, обсуждается их «тайна» и «красота». Помимо этого склонны к самоубийствам подростки, злоупотребляющие алкоголем и наркотиками, страдающие психическими и соматическими заболеваниями. Среди психических заболеваний это прежде всего депрессивные состояния, психопатические наклонности и другие психические расстройства.

Суицидологи отмечают во внешнем поведении детей и подростков ряд изменений, которые могут свидетельствовать о суицидальных намерениях:

недостаток сна или повышенная сонливость;

признаки беспокойства, вспышки раздражительности;

усиление чувства тревоги, печальное настроение;

признаки вечной усталости, упадок сил, потеря свойственной детям энергии;

неряшливый внешний вид;

усиление жалоб на физическое недомогание;

склонность к быстрой перемене настроения;

отдаление от семьи и друзей;

излишний риск в поступках;

выражение безнадежности, поглощенность мыслями о смерти, разговоры о собственных похоронах;

открытые заявления: “Ненавижу жизнь”; “Не могу больше этого выносить”; “Жить не хочется”; “Никому я не нужен”.

Иногда индикатором суицида могут быть поступки типа: раздаривание ценных личных вещей, предметов увлечений, улаживание конфликтов с родными и близкими.

Профилактика суицидального поведения детей и подростков.

Прежде всего необходимо помнить что за любое суицидальное поведение ребенка в ответе взрослые.

При проведении беседы с подростком, размышляющем о самоубийстве, рекомендуется:

внимательно слушать собеседника, т.к. подростки часто страдают от одиночества и невозможности излить душу;

правильно формулировать вопросы, спокойно и доходчиво расспрашивая о сути тревожащей ситуации и о том, какая помощь необходима;

не выражать удивления услышанным и не осуждать его за любые, даже самые шокирующие высказывания;

не спорить и не настаивать на том, что его беда ничтожна, что ему живется лучше других; высказывания “у всех есть такие же проблемы” заставляют ребенка ощущать себя еще более ненужным и бесполезным;

постараться развеять романтически-трагедийный ореол представлений подростка о собственной смерти;

не предлагать неоправданных утешений, но подчеркнуть временный характер проблемы;

стремиться вселить в подростка надежду; она должна быть реалистичной и направленной на укрепление его сил и возможностей,

оцените серьезность намерений и чувств ребенка, если он уже имеет конкретный план самоубийства – ему срочно нужна помощь,

оцените глубину эмоционального кризиса, замечайте детали, например, если человек, находившийся в состоянии депрессии, вдруг начинает проявлять бурную деятельность, – это может служить основанием для тревоги,

внимательно отнеситесь ко всем, даже самым незначительным обидам и жалобам, подросток может не давать волю чувствам, скрывая свои проблемы, но в то же время находиться в состоянии глубокой депрессии,

не бойтесь прямо спросить ребенка, не думает ли он (или она) о самоубийстве.

Рекомендации родителям

Считается, что одним из сильных факторов, удерживающих молодых людей в жизни, являются отношения с родителями. Если отношения строятся на доверительной основе, р

одитель относится к ребенку как к партнеру, тогда формируются защитные механизмы, предохраняющие подростка от суицидального поведения.

Родителям можно рекомендовать:

ни в коем случае не оставлять нерешенными проблемы, касающиеся сохранения физического и психического здоровья ребенка;

анализировать вместе с сыном или дочерью каждую трудную ситуацию;

учить ребенка с раннего детства принимать ответственность за свои поступки и решения, предвидеть последствия поступков. Сформируйте у него потребность задаваться вопросом: “Что будет, если. “;

воспитывать в ребенке привычку рассказывать родителям не только о своих достижениях, но и о тревогах, сомнениях, страхах;

не опаздывать с ответами на его вопросы по различным проблемам физиологии;

не иронизировать над ребенком, если в какой-то ситуации он оказался слабым физически и морально, помочь ему и поддержать его, указать возможные пути решения возникшей проблемы.

Профилактика депрессий у подростков является важной для профилактики суицидов. В профилактике депрессий огромную роль играют родители. Как только у подростка отмечается сниженное настроение, и другие признаки депрессивного состояния – необходимо сразу же, принять меры для того, чтобы помочь ребенку выйти из этого состояния.

Во-первых, необходимо разговаривать с ним, задавать вопросы о его состоянии, вести беседы о будущем, строить планы. Эти беседы обязательно должны быть позитивными. Нужно «внушить» ребенку оптимистический настрой, вселить уверенность, показать, что он способен добиваться поставленных целей. Не обвинять ребенка в «вечно недовольном виде», лучше показать ему позитивные стороны и ресурсы его личности. Не надо сравнивать его с другими ребятами – более успешными и добродушными. Эти сравнения усугубят и без того низкую самооценку подростка. Можно сравнить подростка-сегодняшнего с подростком-вчерашним и настроить на позитивный образ подростка-завтрашнего.

Во-вторых, постараться как можно больше сблизиться с ним, заняться совместными делами, внести разнообразие в обыденную жизнь, ездить в выходные на увлекательные экскурсии, придумывать новые способы выполнения домашних обязанностей, посетить кинотеатр, выставки. Можно завести домашнее животное – забота о беззащитном существе может мобилизовать ребенка и настроить его на позитивный лад.

В-третьих, подростку необходимо соблюдать режим дня. Проследить за тем, чтобы он хорошо высыпался, нормально питался, достаточно времени находился на свежем воздухе, занимался подвижными видами спорта.

В-четвертых, обратиться за консультацией к специалисту – психологу, психиатру.

Оптимизация межличностных отношений в школе

Поскольку причинами суицидов среди подростков являются также и нарушения межличностных отношений в школе, необходимо принять меры по нормализации стиля общения педагогов с учащимися, оптимизации учебной деятельности учащихся, вовлечению их в социально-значимые виды деятельности.

Для предотвращения суицидов у детей учителя могут сделать следующее:

вселять у детей уверенность в своих силах и возможностях;

внушать им оптимизм и надежду;

осуществлять контроль за поведением ребенка, анализировать его отношения со сверстниками.

Если учитель замечает изменения в поведении ребенка, ухудшение его эмоционального состояния, в этом случае необходимо подключить к работе с ребенком школьного психолога и несомненно уведомить родителей.

Родителям для обращения к психиатру и психологу необходимо посетить детский психиатрический диспансер по адресу: г. Севастополь, ул. Очаковцев 35-А.

Запись по телефонам: 65-92-14, +7 (978) 920-85-57, электронная регистратура doctor-92.ru.

неряшливый внешний вид;

Департамент образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

  • Скачать документ (формат .docx) (23 КБ)

Профилактика суицидального поведения

В современном обществе все в большей степени наблюдается социальное расслоение в обществе. При этом отсутствие действенных механизмов, которые способны обеспечить равный старт и продвижение каждого человека на основе его способностей и таланта, приводит к росту социального напряжения, озлобленности и конфликтности, обострению межнациональных отношений.

Стремительное развитие информационно-коммуникативных технологий создало условия для незащищенности детей от противоправного контента в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащего материалы с детской порнографией, изготовлением и распространением наркотических и психоактивных веществ и посвященных суицидам. Пример тому распространение информации среди подростков про группы в социальных сетях суицидальной направленности со следующим названием (Киты плывут вверх, разбуди меня в 4.20, f57, f58, Тихийдом, море китов, 50 дней до моего…,), так сказать новый тренд среди молодежи, как говорят Дети «покупают» свою смерть. Приобретая приложение или вступая в группу в ВК за ними закрепляется человек который следит за выполнением заданий, последним этапом игры является суицид.

На этом фоне все в большей степени наблюдаются процессы ослабления роли семьи как фундаментального общественного института. Семья утрачивает свои ведущие позиции в процессах социализации детей, в организации их досуга и отдыха.

В результате этих и других факторов растут или ослабляются стабильно высокие асоциальные проявления: детская наркомания, алкоголизм, безнадзорность и беспризорность, детская и подростковая преступность, правонарушения, совершаемые несовершеннолетними, проявления суицидального поведения.

В соответствии со статистическими данными на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в 2015 году было зафиксировано 68 суицидальных попыток среди несовершеннолетних, что составило 17,5 на 100 тыс. детского населения (0-17 лет), из них количество завершенных суицидов-7. В 2016* году 97 суицидальных попыток – 25 на 100 тыс. детского населения (0-17 лет), из них 8 завершенных суицидальных попыток. Темп прироста суицидальных попыток среди несовершеннолетних, анализируя 2015 и 2016 год, составил плюс 42,9%. *показатели за 2016 год являются предварительными, проводится сверка данных показателей.

Если проанализировать показатели суицидальных попыток среди несовершеннолетних по муниципальным образованиям можно отметить территории с положительным показателем прироста за анализируемый период 2015-2016 год, это такие территории как Кондинский район (2015-1, 2016-3), Нефтеюганский район (2015-2, 2016-5), Сургутский район (2015-2, 2016-3), Ханты-Мансийский район (2015-0, 2016-1), г. Когалым (2015-2, 2016-3), г. Покачи (2015-0, 2016-6), г. Пыт-Ях (2015-0, 2016-1), г. Радужный (2015-2, 2016-3), г. Югорск (2015-0, 2016-2), г. Нефтеюганс (2015-6, 2016-7), г. Нижневартовск (2015-12, 2016- 22), г. Сургут (2015-13, 2016-23), г. Ханты-Мансийск (2015-6, 2016-7).

Так же хочется отметить территории, на которых за анализируемый период не зафиксированы суицидальные попытки среди несовершеннолетних, – это Нижневартовский район, Белоярский район, г. Лангепас.

Если рассматривать показатели суицидальных попыток по гендерному типу на территории автономного округа, то складывается следующая картина. В 2015 году из 68 суицидальных попыток 55 (81%) попыток совершенно девочками, а 13 (19%) мальчиками. В 2016 года из 97 суицидальных попыток, 68 (70%) попытки совершены девочками и 29 (30%) попыток мальчиками. Таким образом, количество суицидальных попыток среди девочек преобладает.

По формам суицидальных попыток в 2015 году составило: 31 случаев (45%) отравление медикаментами, 27 случай (40%) преднамеренное самоповреждение, 6 случаев (9%) через повешенье, 4 случая (6%) падение с высоты. В 2016 году 54 случаев (55%) отравление медикаментами, 33 (34%) случаев преднамеренное самоповреждение, 9 случаев (9%) повешенье, 1 случай (1%) падение с высоты.

Решение проблемы предупреждения и профилактики суицидального поведения детей, в том числе оказавшихся в трудной жизненной ситуации, употребления психоактивных веществ и жестокого обращения с детьми требует комплексного подхода и невозможно без активного участия педагогических работников и родителей (законных представителей).

При соответствующей подготовке родителей (законных представителей), совместно с педагогическими работниками, работающими в том числе и с детьми, оказывающимся в трудной жизненной ситуации, могут и должны стать наиболее активными субъектами профилактики суицидального поведения, употребления психоактивными веществами и жестокого обращения с детьми в детской подростковой среде.

Российская Федерация активно интегрируется в стремительно глобализирующееся мировое образовательное пространство с соответствующим переходом на международные нормы и стандарты, методы и технологии работы с детьми.

Одновременно, многие родители (законные представители), которые ответственно относятся к выполнению своих родительских обязанностей, не обладают достаточными знаниями о критериях здоровья, о причинах, признаках, последствиях, способах своевременного выявления и предупреждения различных форм аддиктивного поведения у детей и подростков, в том числе оказавшихся в трудной жизненной ситуации, а также жестокого обращения с детьми.

В этой связи возникает необходимость реализации дополнительных мер, направленных на повышение уровня компетентности и осведомленности родителей и педагогических работников, работающих в том числе с детьми, оказывающимся в трудной жизненной ситуации, по вопросам профилактики суицидального поведения обучающихся, употребления психоактивных веществ и жестокого обращения с детьми.

Одной из таких мер должно стать целенаправленное и систематическое обучение педагогических работников, работающих с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, а также родителей (законных представителей) детей по вопросам профилактики суицидального поведения обучающихся, употребления психоактивных веществ и жестокого обращения с детьми.

Основной целью организации обучения педагогических работников, работающих с детьми находящимися в трудной жизненной ситуации, а так же родителей (законных представителей) детей по вопросам профилактики суицидального поведения обучающихся, употребления психоактивных веществ и жестокого обращения с детьми является создание адаптивных условий для формирования безопасной и комфортной среды для ребенка в образовательной организации и семье, а также обеспечение помощи и гарантии прав и интересов детей всех возрастов и групп.

Достижение поставленной цели обеспечивается путем решения следующих задач:

Внедрение современных образовательных технологий, форм и методов работы с детьми и семьями, оказавшимися в трудной жизненной ситуации;

Внедрение современных образовательных технологий, форм и методов работы по вопросам профилактики суицидального поведения обучающихся, употребления психоактивных веществ, и жестокого обращения с детьми;

Повышение эффективности социальной, психологической и юридической помощи, предоставляемой детям и семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, также доведение стандартов этой работы до уровня, отвечающего европейским стандартам, а также потребностям современного общества;

Повышение правовой грамотности в вопросах нормативного правового регулирования работы по профилактике употребления психоактивных веществ, жестокого обращения с детьми, суицидального поведения, обеспечения защиты прав интересов детей;

Повышение квалификации педагогических работников образовательных организаций по вопросам профилактики суицидального поведения обучающихся, употребления психоактивных веществ, и жестокого обращения с детьми;

Формирование условий для организации взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса по вопросам защиты прав и интересов детей, профилактики суицидального поведения, употребления психоактивных веществ, жестокого обращения с детьми;

Повышение правовой грамотности и культуры родителей (законных представителей) детей по вопросам защиты и интересов детей, профилактики употребления психоактивных веществ, жестокого обращения с детьми;

Повышение ответственности родителей (законных представителей) за здоровое, физическое, психическое, духовное и нравственное развитие своих детей;

Повышение мотивации родителей (законных представителей) обучающихся к саморазвитию, самопознанию и самосовершенствованию по вопросам профилактики суицидального поведения детей, употребления ими психоактивных веществ и жестокого обращения;

Обучение родителей (законных представителей) детей современным формам работы с детьми в семье по вопросам профилактики употребления психоактивных веществ, суицидального поведения, а также способствующих созданию в семье здоровой жизненной ситуации;

Формирование у родителей (законных представителей) детей практических навыков по созданию в семье здоровой и безлопастной среды для ребенка.

По последовательности профилактика суицидального поведения разделяется на первичную и вторичную.

В настоящее время Первичная профилактика осуществляется базе кабинетов социально-психологической помощи или «антикризисных кабинетов» и в рамках службы «Телефон доверия». Задача первичной профилактики состоит в предупреждении суицидов у контингента лиц, находящихся в состоянии психологического кризиса и представляющих собой группу риска.

1. В автономном округе проводится информирование населения и организация работы единой социально-психологической службы «Телефон доверия» 8-800-101-1212, 8-800-101-1200, «Детский телефон доверия», 8-800-2000-122.

В 2015 году обращений в Единую социально-психологическую службу «Телефон доверия» составило 9360 обращений из них 369 несовершеннолетние. В 2016 году 9949 обращений из них несовершеннолетние 479.

2. На территории автономного округа организованы кабинеты медико-социально-психологической помощи (антикризисные).

Разработана Памятка по маршрутизации в рамках оказания антикризисной помощи несовершеннолетним, проживающим в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре, с указанием всех контактов по муниципальным территориям.

3. В рамках первичной профилактики проводятся практические занятий среди несовершеннолетних в образовательных учреждениях ХМАО-Югры, включает информационный видео блок «Бесплатный звонок!» – направленный на предоставление информации о детских службах, оказывающую экстренную медико-психологическую помощь детям и подросткам.

4. В 2015 году были разработаны методические рекомендации по раннему выявлению склонности суицидального поведения у несовершеннолетних. В данном методическом пособии разработан АЛГОРИТМ действий психолога образовательного учреждения в случае диагностирования у учащегося высокой/средней степени суицидального риска, а также в случае предпринятой незавершенной суицидальной попытки.

Так же имеются Рекомендации педагогам и социальным работникам по профилактике суицидального поведения, ведения просветительской работы. Рекомендации для руководителей организаций и должностных лиц по ведению беседы с человеком, находящемся в суицидоопасном состоянии.

Вторичная профилактика направлена на предотвращение повторных суицидов, что может решаться в кризисных стационарах и на уровне кабинетов социально-психологической помощи. Специалисты, задействованные в работе суицидологической службы, проводят сопровождение суицидента в период реадаптаци, осуществляя весь комплекс мероприятий по восстановлению его здоровья, нормализации социального психологического, профессионального, образовательного статуса и прочие необходимые меры антисуицидальной направленности.

В заключении хочется сказать, что развитие деятельности по профилактике суицидов может быть обеспечено только при комплексном, мультидисциплинарном подходе, объединяющем усилия, как административных органов, так и специалистов разного профиля. Деятельность по профилактике суицидов не может ограничиваться только усилиями психиатрической службы.

Содержание мер профилактики суицидального поведения

Информационно – корректирующие мероприятия

Формирование здорового образа жизни, установок о недопустимости преждевременного ухода из жизни, информирование населения о существовании телефона доверия, кабинетов социально-психологической помощи, центров психолого-педагогической помощи, и других структур, имеющихся в территории.

Учреждения социальной защиты.

Изменение социального статуса, социально-экономических условий жизни потенциальных суицидентов.

Средства массовой информации.

Учреждения образования. Учреждения социальной защиты.

Изменение личностных установок, повышение уровня психологической защищенности, активизация антисуицидальных факторов.

Средства массовой информации.

Учреждения социальной защиты.

Специализированные психиатрические (собственно суицидологические)

Оказание психиатрической, психотерапевтической, психологической помощи лицам в кризисных состояниях в пресуициде и после совершенной суицидальной попытки.

Лечебные мероприятия, направленные на устранение соматических последствий после суицидальной попытки.

Если проанализировать показатели суицидальных попыток среди несовершеннолетних по муниципальным образованиям можно отметить территории с положительным показателем прироста за анализируемый период 2015-2016 год, это такие территории как Кондинский район (2015-1, 2016-3), Нефтеюганский район (2015-2, 2016-5), Сургутский район (2015-2, 2016-3), Ханты-Мансийский район (2015-0, 2016-1), г. Когалым (2015-2, 2016-3), г. Покачи (2015-0, 2016-6), г. Пыт-Ях (2015-0, 2016-1), г. Радужный (2015-2, 2016-3), г. Югорск (2015-0, 2016-2), г. Нефтеюганс (2015-6, 2016-7), г. Нижневартовск (2015-12, 2016- 22), г. Сургут (2015-13, 2016-23), г. Ханты-Мансийск (2015-6, 2016-7).

Суицидальное поведение у детей и подростков: факторы риска и признаки : причины, коррекция, профилактика

По данным официальной статистики среди населения нашей страны в последние годы наблюдается настоящая эпидемия суицидов: в России ежегодно совершают самоубийство, по разным данным, от сорока до шестидесяти тысяч человек (2; 4; 5; 8).

Наметилась явная тенденция к «омолаживанию» суицида: изучение его распространенности среди детей показало, что с каждым годом количество суицидов неуклонно нарастает, грозя приобрести, наряду с демографическим кризисом, статус национальной катастрофы. Ежегодно добровольно уходят из жизни более 3000 тысяч детей в возрасте 5-18 лет: около 12% в 5-11 лет, остальные 88% – в 16-18 лет (3; 4; 5).

Как свидетельствует статистика, девочками в 3 раза чаще совершались демонстративно-шантажные суициды, в то время как мальчиками – истинные. Количество завершенных суицидов среди мальчиков оказалось в три раза выше, чем среди девочек. У мальчиков «пик» суицидальности приходился на 9-14, у девочек – на 15-18 лет (3). При этом статистика детей-суицидентов не учитывала так называемые “скрытые” суициды – дети поступали в больницу с травмами, ранениями, отравлениями, ожогами, после утопления, и эти случаи получали статус “несчастных”, в то время как зачастую являлись попыткой суицида.

Исследования ряда авторов показали, что причины этого сложны и многообразны. Так, например, в настоящее время рассматривается роль нейрохимических механизмов мозга в предрасположенности к суициду (6). Установлена связь между риском суицида и длительным воздействием на организм волн низкой частоты. По данным В.И. Хаснулина, уровень и динамика суицидального поведения может зависеть и от космических факторов – солнечной активности, геомагнитных бурь, фаз луны и т.д. (8).

Разные формы органического поражения головного мозга, нарушения, возникающие у детей на ранних стадиях онтогенеза, влекут за собой своеобразие развития и могут послужить «пусковым» механизмом формирования суицидального поведения (3;5).

Более высок риск суицида у детей с наследственной отягощенностью и нарушениями эмоционально-волевой сферы личности. Он увеличен в тех семьях, где в поколениях имеются указания на суицидальные попытки или суицид в анамнезе (при суицидальных действиях у детей и подростков особое значение приобретает фактор “внушающего влияния самоубийцы в качестве примера”). Такое влияние мы отметили у мальчиков в 40% и у девочек в 50%. В качестве примера служили суицидальные попытки родителей, соседей, сотрудников учреждения, в котором воспитывались дети, друзей и т.д.. У 6% покончивших с собой один из родителей был суицидентом; у 25% склонных к суициду детей предпринимал попытку суицида один из родителей; у 44% – близкий родственник.

Риск суицидального поведения диагностируется у значительного числа детей, имеющих нарушения психосоциальной адаптации. Клинико – психологическое обследование детей – суицидентов показало наличие у них повышенной личностной и реактивной тревожности, множественных страхов, неуверенности, заниженной самооценки, нарушения отношений с окружающими, отсутствие чувства защищенности.

Отдельные черты характера оказались акцентуированными по лабильно-сензитивному, шизоидному или истероидно-демонстративному типам.

Эмоциональный фон характеризовали затяжные реактивные депрессии на фоне психосоциальной дезадаптации, при которых обнаруживались такие типичные признаки, как идеи вины, чувство ущербности, уродливости, неполноценности, собственной ненужности и одиночества, безысходности и, в то же время, сугубо детские особенности, такие как проявления импульсивности, возбудимости, эмоциональной неустойчивости, аутоагрессивности.

Изучение специфики детской суицидальности позволило выделить пять основных типов личностного смысла их самоубийств: “протест”, “призыв”, “избежание”, “самонаказание”, “отказ” (3).

Смысл суицидов “протеста” заключается в непримиримости ребенка с какой-то ситуацией или явлением, в желании наказать обидчиков, причинить им вред хотя бы фактом собственной смерти.

Суть суицида “призыва” в том, чтобы активизировать реакции окружающих, обратить на себя их внимание, вызвать своей смертью их сочувствие, сострадание.

При суицидах “избежания” (избежание наказания или страдания, стыда, позора, выставления на посмешище, общее обозрение) смысл заключается в устранении себя от непереносимой угрозы чувству собственного достоинства.

“Самонаказание” можно определить как протест ребенка во внутреннем плане при своеобразной оппозиции двух “Я”: “Я – судьи” и “Я – подсудимого” (внутренний конфликт личности).

Что же касается суицидов “отказа”, то ребенок, отчаявшись противостоять невыносимым с его точки зрения жизненным трудностям, не видя смысла своего дальнейшего существования, намеренно уходит из жизни (реакция полной капитуляции).

Региональная статистика самоубийств свидетельствует о том, что в Иркутске общее количество суицидов в два раза превысило статистику по стране. Продолжающийся неуклонный рост суицидальных намерений у детей (О. Ю. Степанченко) актуализировал необходимость продолжения начатых в регионе исследований и определил цель нашей работы: изучить наличие аутоагрессивных тенденций и факторов суицидального риска у детей школьного возраста.

Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:

  1. Изучить уровень суицидального риска у детей в разных возрастных группах.
  2. Определить основные патогенетические факторы формирования суицидального риска.
  3. Выявить взаимосвязь между категорией «добровольный уход из жизни» с другими патогенетическими факторами.
  4. Провести сравнительный анализ полученных данных по возрастному, половому и образовательному признакам.

Базой исследований были определены МОУ инновационного и традиционного типов г. Иркутска. Общее количество обследованных детей – 205 человек. В качестве диагностического инструмента была использована методика А.А.Кучера и В.П. Костюкевич «Выявление суицидального риска у детей».

Алгоритм анализа результатов по значимым категориям представлял следующую последовательность:

  1. данные разновозрастных групп (младший школьный-1-ая группа, подростковый-2-я и юношеский возраст- 3-я);
  2. данные по полу;
  3. данные по типу образовательного учреждения.

Так, данные разновозрастных групп в категории «добровольный уход из жизни» составили в 1-ой группе – 9,6%, во 2-ой – 0% и в 3-ей – 18, 4%.

Данные по полу в категории «добровольный уход из жизни» составили в 1-ой группе – 12,1% у девочек и 7,9% у мальчиков, во 2-ой – 0% и у девочек и у мальчиков, и в 3-ей – 18,2% у девочек и 18,7% у мальчиков.

По типу учебного заведения данные в категории «добровольный уход из жизни» составили в 1-ой группе по гимназии – 15,5% и по средней школе – 2%, во 2-ой – 0% и 0% соответственно и в 3-ей – 26,3% и 10,5% соответственно.

Значимыми факторами, коррелирующими с «добровольным уходом из жизни» в 1-ой группе, явились «чувство неполноценности, ущербности, уродливости», «отношения с окружающими» и «потеря смысла жизни». Во 2-ой группе (заметим, при отсутствии угрозы добровольного ухода из жизни), актуальны «чувство неполноценности. », «семейные неурядицы», «деньги и проблемы с ними», «отношения с окружающими». В 3-ей группе факторами, коррелирующими с «добровольным уходом из жизни», явились «чувство неполноценности. », «отношения с окружающими» и «алкоголь и наркотики».

По типу образовательного учреждения сравнение результатов в категории «добровольный уход из жизни» показало значительное преобладание суицидального риска у учащихся гимназии: в 8 раз в младшей и почти в 3 раза в юношеской возрастных группах.

Значимыми факторами, коррелирующими с «добровольным уходом из жизни» во всех возрастных группах, оказались «чувство неполноценности, ущербности, уродливости» и «отношения с окружающими».

Ранжирование основных патогенетических факторов суицидального риска по полу выявило следующую приоритетность категорий: для девочек – «деньги и проблемы с ними», «алкоголь, наркотики», «семейные неурядицы», а для мальчиков – «чувство неполноценности. », «несчастная любовь».

Таким образом, анализ результатов исследования позволяет сделать следующие выводы:

  1. Показатели уровня суицидального риска имеют тенденцию к росту с увеличением возраста детей, за исключением временного интервала 12-16 лет.
  2. Основными патогенетическими факторами формирования суицидального риска являются «чувство неполноценности, ущербности, уродливости», «отношения с окружающими» и «потеря смысла жизни».
  3. Для каждой возрастной группы характерна разная актуализация факторов риска.
  4. Суицидальный риск выше у детей, обучающихся в инновационном образовательном учреждении.

Необходимость квалифицированной помощи этим детям «группы риска» не вызывает сомнений. Но как показывает практика, силами сотрудников психологических и кризисных центров нам уже не справиться. Протянуть руку помощи ребенку, оказавшемуся у последней черты, должен уметь каждый.

Прежде всего, речь идет о необходимости совершенствования мер по профилактике аутоагрессивного (суицидального) поведения детей на основе изучения влияния на них клинических, социальных и этнокультурных факторов.

На базе учреждений Минздравоохранения и Минобразования необходимо создать областные антисуицидальные медико-психолого-социальные центры профилактической и реабилитационной направленности, целью которых явится изучение наличия аутоагрессивных тенденций, факторов суицидального риска и закономерностей формирования суицидального поведения у детей школьного возраста и разработка на этой основе принципов их прогнозирования и коррекции.

Для реализации обозначенной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Определить основные патогенетические факторы формирования суицидального поведения у детей. Выявить взаимосвязь между категорией «добровольный уход из жизни» с другими патогенетическими факторами, определив вклад в них клинического, социального и этнокультурного аспектов.
  2. Провести исследование биохимических, электрофизиологических, нейропсихологических и психофизиологических характеристик детей, подверженных риску суицида.
  3. Провести анализ полученных данных по возрастному, половому и образовательному признакам.
  4. Выявить специфику суицидального поведения детей и дать их клинико-психологическую характеристику.
  5. На основании полученных данных разработать:

а/ методы раннего прогнозирования формирования аутоагрессивного (суицидального) поведения у детей;

б/ комплекс профилактических мероприятий, направленных на предупреждение формирования суицидального риска;

в/ программы медикаментозной и немедикаментозной коррекции аутоагрессивного (суицидального) поведения детей;

г/ содержание курсов повышения профессиональной компетентности для родителей, педагогов, психологов, медиков и др. специалистов по проблеме детского суицида.

Мы надеемся, что опыт решения обозначенной проблемы, представленный авторами статьи в методическом пособии «Детский суицид: профилактика и коррекция» (3), позволит родителям, педагогам, психологам, медикам выявить склонных к самоубийству детей, определить уровень риска его совершения и использовать все необходимые меры для предотвращения трагедии.

  1. Амбрумова А.Г., Ратинов А.Р. Мультидисциплинарное исследование агрессивного и аутоагрессивного типа личности// Комплексное исследование в суицидологии. – М., 1986. – С.26-44.
  2. Антонюк В.В. и др. Смертность от неестественных причин – убийства и самоубийства //Атлас «Окружающая среда и здоровье населения России». – М., 1998.
  3. Белозерцева И.Н. Детский суицид: профилактика и коррекция.- Иркутск: ООО «Сантай», 2001. – 47 с.
  4. Гилинский Я.И. Социология девиантного поведения и социального контроля// Социология в России / Под ред. В.А.Ядова. – М., 1998. – С. 587-609.
  5. Задворнова М.К. и др. О суицидной ситуации у детей и подростков в Удмуртской республике// Образование в Удмуртии: аналитические и тематические сообщения. – 1997.
  6. Нейробиологические основы суицидальности //Украинский Медичний ЧАСОПИС.- 1999. – № 6 (14).
  7. Российский статистический ежегодник. 1996: Статистический сборник. – М., 1997.
  8. Хаснулин В.И. Календарь неблагоприятных дней. – СПб, Невский проспект, 1999. – 224 с.

При суицидах “избежания” (избежание наказания или страдания, стыда, позора, выставления на посмешище, общее обозрение) смысл заключается в устранении себя от непереносимой угрозы чувству собственного достоинства.

План мероприятий по профилактике суицидального поведения среди обучающихся школы

Директор МБОУ СОШ № 51

«____» ___________________ 2017 г.

мероприятий по профилактике суицидального поведения среди обучающихся МБОУ СОШ №51 г. Брянска

на 2017-2018 учебный год

Цель : обеспечение условий, способствующих развитию, самореализации, социализации, сохранению физического, психологического и социального здоровья учащихся в процессе обучения.

3) Осуществление в разнообразных формах индивидуального сопровождения ребенка, направленного на преодоление проблем, возникающих у него в процессе обучения, общения.

4) Выявление и сопровождение учащихся «группы риска»

5) Повышение психолого-педагогической компетентности всех участников образовательного процесса. Информационная поддержка учащихся, учителей и родителей по проблемам в учебной, социальной, эмоционально-волевой сферах, детско-родительским отношениям.

Наименование мероприятия

Сроки проведения

Ответственные

Работа с педколлективом

Проведение методического объединения для классных руководителей с целью изучения нормативной базы по данному вопросу

Зам. директора по ВР

Семинар «Профилактика суицида в школе»

Зам. директора по ВР

Разработка и изготовление информационных листовок, памяток для классных руководителей по профилактике суицида среди обучающихся

Зам. директора по ВР., педагог-психолог, соц.педагог

Обеспечение классных руководителей начального звена школы памятками «Признаки депрессии у детей. Факторы суицидального риска»

Обеспечение классных руководителей среднего и старшего звена школы памятками «Признаки депрессии у подростков. Факторы суицидального риска»

Методическая работа с классными руководителями начального звена. «Профилактика суицидальных тенденций у детей». Тематика выступления:

1. Особенности суицидального поведения и статистические данные по суицидальному поведению у детей младше 11 лет.

2. Способы профилактики суицидальных тенденций.

Методические рекомендации по проведению классными руководителями начального звена школы классного часа «Детям о поведении в трудных эмоциональных ситуациях», направленного на формирование жизнеутверждающих установок у детей младше 11 лет.

Методическая работа с классными руководителями среднего и старшего звена школы «Профилактика суицидального поведения у подростков».

1. Особенности суицидального поведения и статистические данные по суицидальному поведению у подростков.

2. Способы профилактики суицидальных тенденций.

Методические рекомендации по проведению классными руководителями среднего и старшего звена школы классного часа «Ценность жизни», направленного на профилактику суицидальных тенденций у подростков и формирование жизнеутверждающих установок.

Работа с учащимися

Распространение информации о работе Службы общероссийского телефона доверия.

Оформление всех учебных кабинетов информационными листовками службы телефона доверия.

Оформление информационного стенда на тему: “Психологическая помощь. Телефон доверия”

Классные руководители, педагог-психолог

Оформление информационного стенда на тему: “Линия помощи “Дети онлайн”. О получении психологической и практической помощи детям и подросткам, которые столкнулись с опасностью или негативной ситуацией во время пользования Интернетом или мобильной связью.

Мероприятия, посвященные Международному дню предотвращения суицида. Декадник «Сохраним жизнь»:

– Психологическая акция «Жизнь прекрасна!» среди учащихся начального, среднего, старшего звена, направленная на развитие жизнеутверждающих установок, оптимизма и профилактики суицидальных тенденций.

– Оформление информационного стенда на тему: ” Советы подросткам. Если чувствуешь себя одиноким”

– Оформление информационного стенда на тему: ” Советы подросткам. Как бороться с депрессией “

– Оформление информационного стенда на тему: “Советы подросткам. Что делать, если тебя никто не хочет слушать и не понимает”

– Оформление информационного стенда на тему: ” Советы детям и подросткам. Почему взрослые не всегда слушают детей”

– Оформление информационного стенда на тему: ” Советы подросткам. Как научиться не ссориться с родителями”

– Оформление информационного стенда на тему: “Советы подросткам. Что делать, если тебя никто не хочет слушать и не понимает”

Педагог-психолог, старший вожатый

Групповая диагностика психоэмоционального состояния учащихся 5-х, 6-х, 7-х, 8-х, 9-х, 10-х, 11-х классов

Диагностика адаптации учащихся 5-х классов к новым условиям обучения в среднем звене школы

Диагностика адаптации учащихся 10-х классов к обучению в старшем звене школы

Выявление несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, проживающих в неблагополучных семьях

В течение учебного года

Классные руководители, соц.педагог,

Индивидуальная работа с учащимися, имеющими высокий уровень склонности к депрессии

В течение учебного года

Педагог-психолог, классные руководители

Индивидуальная работа с дезадаптированными учащимися

В течение учебного года

Педагог-психолог, классные руководители

Индивидуальная работа с учащимися, попавшими в трудную жизненную ситуацию

В течение учебного года

Зам. директора по ВР, соц.педагог, инспектор ПДН, классные руководители, педагог-психолог, медработник.

Привлечение учащихся «группы риска» в соответствии с их интересами и способностями к внеурочной деятельности и мероприятиям школы (кружки, секции, спортивные мероприятия, художественная самодеятельность, акции, конкурсы и т.п.),

В течение учебного года

Классные руководители, старший вожатый, педагог-психолог, соц.педагог

Регулирование взаимоотношений и конфликтных ситуаций среди обучающихся в общеобразовательном учреждении

В течение учебного года

Администрация, классные руководители, педагог-психолог

Организация и проведение классных часов, формирующих у обучающихся такие понятия, как «ценность человеческой жизни», «цели и смысл жизни».

Классные руководители, педагог-психолог

Мероприятия, посвященные Международному дню счастья:

– Оформление информационного стенда на тему: «Счастье-это…»

– Конкурс рисунков «Я счастлив, когда…»

Обновление информации на стенде о том, где можно получить психологическую поддержку и медицинскую помощь, в том числе информации о службе экстренной психологической помощи – «Телефон доверия»

Оформление информационного стенда на тему: «Личность в экстремальных условиях».

Зам. директора по ВР, соц.педагог, педагог-психолог, медработник.

Классные часы «Профилактика деструктивного стресса во время подготовки и сдачи экзаменов»

Оформление информационного стенда на тему: «Экзамены. Как снизить стресс».

Проведение консультативной помощи учащимся во время подготовки и проведения ОГЭ, ЕГЭ

Мероприятия, направленные на просвещение учащихся о работе службы телефона доверия:

Оформление информационного стенда на тему: «17 мая – Международный день Детского телефона доверия»

– Классные часы «Телефон доверия»

Работа с родителями

Выявление семей, в которых практикуется жестокое обращение с детьми

В течение учебного года

Классные руководители, соц.педагог

Индивидуальная работа с семьями, попавшими в трудную жизненную ситуацию

В течение учебного года

Зам. директора по ВР, соц.педагог, инспектор ПДН, классные руководители, педагог-психолог, медработник.

Индивидуальная работа с родителями учащихся, имеющих высокий уровень склонности к депрессии, признаки суицидального поведения

В течение учебного года

Зам. директора по ВР, педагог-психолог, классные руководители, соц.педагог

Размещение на сайте школы http://sch51.ucoz.ru в разделе «Для вас, родители!» информации для родителей: «Признаки депрессии у младшего школьного возраста», «Признаки депрессии у подростков

Педагог-психолог, разработчики сайта.

Размещение на сайте школы http://sch51.ucoz.ru в разделе «Для вас, родители!» информации для родителей: “Психологическая помощь. Линия помощи “Дети онлайн”.

Консультирование родителей по теме безопасного использования Интернета и мобильной связи детьми. Оказание помощи родителям, чьи дети которые столкнулись с опасностью или негативной ситуацией во время пользования Интернетом или мобильной связью (виртуальное преследование, домогательство, грубость, шантаж, мошенничество, несанкционированный доступ к ПК, нежелательный контент и т.д.).

Педагог-психолог, разработчики сайта.

Размещение на сайте школы http://sch51.ucoz.ru в разделе «Для вас, родители!» информации для родителей: «Телефон доверия для детей и родителей»

Педагог-психолог, разработчики сайта.

Разработка, изготовление и распространение памяток для родителей на тему: «О здоровой и радостной жизни».

Классные руководители, зам. директора по ВР, соц.педагог, старший вожатый, медработник школы, педагог-психолог

Просвещение родителей (законных представителей) по вопросам профилактики суицидального поведения несовершеннолетних (родительское собрание)

Классные руководители, педагог-психолог

Проведение консультативной помощи родителям во время подготовки и проведения ОГЭ, ЕГЭ

Взаимодействие с КДН, структурами, ведомствами

Незамедлительное информирование комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав о выявленных случаях дискриминации, физического или психического насилия, оскорбления, грубого обращения с несовершеннолетними

В течение учебного года

Зам. директора по ВР, соц.педагог

Взаимодействие с заинтересованными структурами и ведомствами, отвечающими за воспитание, образование и здоровье детей и подростков, формирование ответственной и сознательной личности.

В течение учебного года

Зам. директора по ВР, соц.педагог

Подведение итогов работы

Анализ результатов. Совещание при директоре: «О результатах профилактики суицида в школе»

Администрация школы, педагог-психолог, соц.педагог

Сроки проведения

Ссылка на основную публикацию