Патронаж новорожденного ребенка: задачи, схема, алгоритм

Что делать после патронажа

После патронажа вы можете самостоятельно посещать клинику, если считаете, что ребенок не совсем здоров. Для осмотра новорожденных в клиниках раз в неделю выделяется «грудничковый день» – вы можете прийти в любой из них. На осмотр возьмите с собой сменные подгузники и влажные салфетки. Желательно посещать доктора в компании с другими родственниками – так вам будет легче справиться с обязанностями.


Чтобы отказаться от патронажа, необходимо написать заявление в клинике по месту прописки. Образец заполнения вам выдадут на месте. Однако не желательно отказываться от осмотров, поскольку это может существенно повлиять на дальнейшее развитие младенца. Но иногда люди пишут отказ, потому что хотят обследовать грудничка не в государственной клинике по месту прописки, а в частной – тогда это вполне обоснованно. После написания готовый заполненный бланк заявления необходимо оставить работнику клиники.

Патронажи к новорожденному ребенку

Первичный патронаж новорожденного медицинская сестра осуществляет в первый-второй день после выписки из родильного дома. Патронаж, как правило, осуществляется вместе с врачом. Обращают внимание на гигиенические условия в доме, правильное определение места для кроватки ребенка; правильно ли пеленают ребенка, кормят. Проводят обучение матери правильному уходу за новорожденным, купанию.

Необходимо обучить правильному контрольному взвешиванию ребенка в домашних условиях.

Особое внимание обращают на состояние пупочной области. В течение первого месяца жизни новорожденного осматривает медицинская сестра на дому 1 раз в неделю, если нет показаний для более частого посещения.

Схема первичного патронажа новорожденного ребенка

2.Дата выполнения патронажа_______________________________________________

3.Фамилия, имя, отчество ребенка____________________________________________

4.Дата рождения (число, месяц, год)_________________________________________

5.Дата выписки из роддома (число, месяц, год)_________________________________

6.Фамилия, имя, отчество матери, возраст_____________________________________

7.Фамилия, имя, отчество отца, возраст_______________________________________

8.От какой по счету беременности родился ребенок_____________________________

9.Течение настоящей беременности (протекала нормально, был ли токсикоз в I или II половине беременности, угроза выкидыша, нефропатия, острые заболевания, анемия, травма и другое)______________________________________

10.Принимала ли мать медикаменты во время беременности_______________________

12.Наследственная отягощенность соматическими, аллергическими заболеваниями, злокачественные новообразования у родителей

13.Группа крови и резус-фактор матери_______________________________________

14.Течение родов (физиологическое, стремительное, затяжное; неправильное положение плода)

16.Стимуляция родов: да, нет_______________________________________________

18.Где отошли воды_______________________________________________________

20.Ребенок родился доношенный, недоношенный_______________________________

21.Масса при рождении____________________________________________________

22.Масса при выписке_____________________________________________________

23.Рост при рождении_____________________________________________________

24.Ребенок закричал сразу, родился в асфиксии_________________________________

25.Через какое время приложен к груди_______________________________________

26.Сосал активно, нет. Часто, обильно срыгивал________________________________

28.Состояние ребенка в роддоме (вялый, возбудимый, рвота, гнойная инфекция)______

29.Сделана ли БЦЖ_______________________________________________________

30.На какие сутки отпала пуповина___________________________________________

31.Состояние пупочной ранки в роддоме______________________________________

32.Желтуха (время появления, выраженность, продолжительность)_________________

33.Кожа (окраска, высыпания, продолжительность)______________________________

34.Состояние грудных желез________________________________________________

35.Состояние пупочной ранки (сухая, мокнущая)_______________________________

37.Размеры большого родничка_____________________________________________

38.Открыт ли малый родничок, размеры_______________________________________

39.Движения в суставах (в полном объеме, ограничены)__________________________

42.Органы дыхания (перкуссия, аускультация ). (Лечебное дело)___________________

43.Сердечно-сосудистая система (границы относительной сердечной тупости, аускультация). (Лечебное дело)

46.Стул (характер, сколько раз в сутки)_______________________________________

47.Мочеиспускание (свободное, задержка, сколько раз в сутки)____________________

48.Рефлексы новорожденного (Робинсона, Моро, Бабинского, Бауэра)______________

49.Интерпретация сестринского диагноза______________________________________

50.Настоящие проблемы пациента___________________________________________

51.Потенциальные проблемы пациента________________________________________

54.Планирование и реализация вмешательства (советы по уходу, вскармливанию)_____

Схема вторичного патронажа новорожденного ребенка

Цель: контроль за состоянием здоровья, развитием ребенка, питанием, социальными условиями жизни и дача рекомендаций по организации режима, ухода, закаливания в соответствии с возрастом и состоянием ребенка, контроль за выполнением советов, данных на предыдущем патронаже, своевременное выявление и коррекция дефектов питания, воспитания, режима дня.

1. Жалобы матери на состояние ребенка_______________________________________

2. Самочувствие ребенка, его активность______________________________________

3. Условия социальные и санитарно-гигиенические: уборка помещения, проветривание, содержание белья

4. Уход за ребенком: частота купания, содержание предметов ухода________________

5. Выполнение режима дня: число кормлений, длительность дневного сна, бодрствования, прогулки

6. Вскармливание (грудное, смешанное, искусственное), введение прикормов, корригирующих добавок, докорма

7. Физическое воспитание (проведение комплексов массажа и гимнастики по возрасту, воздушные ванны)

8. Перенесенные заболевания за истекший период_______________________________

9. Состояние костной системы (форма головы, размеры большого родничка, состояние его краев, наличие зубов, форма голеней, предплечий, грудной клетки и др.)_______________________________________________________

11.Мышечная система (тонус, сила мышц)_____________________________________

13.Нервно-психическое развитие по основным линиям развития____________________

14.Сестринский диагноз (заключение о состоянии здоровья ребенка, нервно-психическом развитии)

15.Настоящие проблемы пациента___________________________________________

16.Потенциальные проблемы пациента________________________________________

19.Планирование и реализация вмешательства__________________________________

22.Масса при выписке_____________________________________________________

Основные задачи

Родители иногда не вполне понимают, с какой целью патронируют. Ответ же на самом деле прост: цель этой процедуры — не допустить отклонений в развитии появившегося на свет маленького гражданина.


Патронируют от четырех раз во время первого месяца жизни недоношенного ребенка до одного раза в полгода, если тот достиг возраста трех лет. Таким образом, схема составляется в зависимости от возраста и состояния здоровья.

Внешний уход

Не менее важен правильное осуществление ежедневного туалета ребенка: маникюр, педикюр, как почистить ушки, глаза и нос. Для опытных родителей все эти манипуляции не представляют сложностей, а молодым семьям научиться важным нюансам ухода за ребенком помогает процедура патронажа.

  1. Прибрать помещение, в котором планируется патронаж;
  2. Приготовить пеленку, ватные палочки, перекись водорода и памперс;
  3. Приготовить выписку из роддома и сертификат на прививки;
  4. Обдумать, а лучше записать возникшие вопросы (обязательно следует получить рекомендации по диете мамы, во избежание проблем с болями в животике у малыша);
  5. Приготовить ручку и лист бумаги для записи информации (режим работы поликлиники, телефон регистратуры, телефон для экстренной связи).

Сроки патронажа медицинской сестрой

Посещение новорожденного медицинской сестрой проходит по определенному алгоритму.

На то, как часто приходит патронажная медсестра к новорожденному, влияет самочувствие и здоровье ребенка:

  • если ребенок здоровый, у мамы нет проблем с уходом за ним, то в течение месяца после рождения медсестра придет на дом 3 раза;
  • для отслеживания здоровья недоношенных деток или при необходимости контроля самочувствия ребенка врач назначит дополнительные визиты.

Когда проводят патронаж медсестры:

  1. Самый первый патронаж новорожденного проводят на 3-4 сутки жизни ребенка (первые сутки после выписки из роддома).
  2. Второе посещение проводится на 8-10 сутки жизни ребенка.
  3. Третье посещение проводится на 17-18 сутки жизни ребенка.
  4. Четвертый патронаж (дополнительный) проводят по медицинским показаниям на 24-28 сутки жизни ребенка. Если врач дополнительное посещение не назначил, медсестра ограничится контрольным звонком родителям по телефону.

Для работников медицинских организаций разработали схему патронажа, в которой прописано, сколько раз приходит патронажная сестра к новорожденному домой (3 раза) и количество посещений малыша педиатром (2 раза). После того как малышу исполнится месяц, родители посещают вместе с ним поликлинику самостоятельно по установленной схеме.

Первичный патронаж новорожденного

Первичный патронаж новорожденного осуществляется по адресу, указанному матерью ребенка в родильном доме, где фактически живет ребенок (по месту фактического проживания), независимо от адреса прописки (регистрации).

Патронажное наблюдение осуществляется бесплатно и распространяется на всех новорожденных детей, если родители являются гражданами Российской Федерации, независимо от наличия у родителей постоянной регистрации и полиса обязательного медицинского страхования, а также детей иностранных граждан, но имеющих полис обязательного медицинского страхования (ОМС).

Первичный патронаж новорожденного на дому осуществляет как врач-педиатр, так и медицинская сестра. Это позволяет разделить обязанности врача и медсестры для достижения эффективного результата.

Медицинская сестра при первом патронаже вносит в историю развития ребенка сведения о новорожденном и родителях: возраст мамы и папы, место работы, жилищно-бытовые условия, хронические заболевания, вредные привычки и т.п. А также заносит информацию о протекании беременности и родах: ребенок родился доношенным, недоношенным, роды естественные или было оперативное вмешательство (кесарево сечение). Проводит инструктаж по технике грудного вскармливания.

На последующих патронажах медицинская сестра проводит осмотр ребенка, фиксирует динамику веса. Дает рекомендации по уходу за ребенком, по уходу за пупочным кольцом и пуповинным остатком, оценивает эпителизацию пупочной ранки.

Заполняются данные о вакцинопрофилактике: делалась ли в роддоме вакцина от гепатита В и БЦЖ.

В обязательном порядке при первом патронаже оформляется информированное добровольное согласие на виды медицинских вмешательств.

Врач-педиатр на первом патронаже проводит оценку социальных условий, собирает данные о протекании беременности и родов, заполняет генеалогический анамнез (отсутствие или наличие наследственных болезней), устанавливает группу здоровья новорожденного, определяет план дальнейшего наблюдения, составляет график вакцинации.

Врач запросит часть обменной карты (информацию о ребенке), полученную при выписке из родильного дома, в которой содержатся сведения о беременности и родах, состоянии ребенка при рождении (оценка по шкале Апгар), масса и длина тела, окружность головы и грудной клетки, сведения о проведении профилактических прививках или об их отсутствии и причины противопоказаний к проведению профилактических прививок, если они не проведены.

Педиатр дает назначение и рекомендации по режиму питания матери, при грудном вскармливании по требованию, обработке пупочной раны, ежедневному туалету кожи и слизистых, купанию, и другое.

После того, как новорожденному исполнится 1 месяц, необходима постановка ребенка на учет в поликлинике по месту жительства. В дальнейшем на первом году жизни посещать педиатра необходимо будет каждый месяц в рамках плановой диспансеризации.

Кроме того в 1 месяц ребенка необходимо будет показать узким специалистам: неврологу, хирургу-ортопеду, окулисту и отоларингологу. А также пройти ряд лабораторный обследований: общий анализ крови, общий анализ мочи, УЗИ внутренних органов, ЭКГ, нейросонография.

Для мальчиков: яички опущены/ не опущены в мошонку _______________________

Бланк патронажа

При первом посещении медицинская сестра заполняет бланк, содержащий информацию о новорожденном, его родителях и санитарно-бытовых условиях проживания.

В медицинскую карту вклеивается заполненная форма медсестрой после первого патронажа к новорожденному, образец заполнения представлен ниже.


Сегодня существует система электронной записи, благодаря которой мама может выбрать удобные время и день посещения, не нервничая в очередях.

Алгоритм действий участкового педиатра при проведении первичного патронажа новорожденного ребенка

Алгоритм действий участкового педиатра при
проведении первичного патронажа новорожденного ребенка

1. Приветствовать родителей и ребёнка

2. Представиться, назвать свои и участковой медсестры фамилию, имя и отчество

3. Установить доверительные отношения с родителями и ребёнком

4. Познакомиться с родителями ребенка, записать паспортные данные родителей и ребенка, № свидетельства о рождении

5. Сверить данные удостоверений личности родителей, свидетельства о рождении ребенка с поквартирной картой. При отсутствии прописки по данному адресу объяснить родителям правила прикрепления к Поликлинике

6. Ознакомить, дать родителям или опекуну заполнить и подписать типовой договор на оказание медицинских услуг для взрослых и детей в 2-х экземплярах, один экземпляр вклеить в амбулаторную карту пациента, второй экземпляр выдать пациенту на руки

7. Ознакомить, дать родителям или опекуну заполнить и подписать информированное добровольное согласие пациента на выполнение медицинской услуги в 2-х экземплярах, один экземпляр вклеить в амбулаторную карту пациента, второй экземпляр выдать пациенту на руки

Читайте также:  Массаж молочных желез : показания и техника проведения

8. Выявить проблемы у ребёнка – признаки опасности, основные симптомы (местная бактериальная инфекция, диарея, проблемы кормления или низкий вес, желтуха, инфекция глаз), оценить прививочный статус ребёнка, кормление ребёнка и уход в целях гармоничного развития ребенка

9. Собрать анамнез (как протекала беременность у мамы, как прошли роды, были ли осложнения при родах, проводились ли реанимационные мероприятия ребёнку, были ли судороги у ребёнка, при инфекционных заболеваниях – эпиданамнез ). Ознакомиться со справкой на ребенка из роддома

10. Непосредственно перед осмотром ребенка вымыть руки согласно технике мытья рук, при необходимости надеть маску

11. Провести объективный осмотр ребёнка

12. Определить наличие или отсутствие признаков опасности

13. Оценить состояние и самочувствие ребенка, измерить температуру тела ребёнка

14. Осмотреть на наличие видимых врождённых пороков развития у ребёнка

15. Осмотреть кожные покровы и видимые слизистые оболочки

– оценить тургор кожных покровов, реакцию кожной складки (есть ли признаки обезвоживания)

– оценить цвет кожных покровов (желтушность, бледность, цианоз)

– определить наличие отёков

– пропальпировать периферические лимфатические узлы, молочные железы

– осмотреть, нет ли гнойных выделений из уха

– осмотреть конъюнктиву глаз, нет ли выделений из глаз, слезотечение

– осмотреть пупочную ранку (пуповину в зажиме)

16. Осмотреть костно-мышечную систему

– оценить форму головы, швы черепа, кости черепа, размеры большого и малого родничка

– осмотреть визуально суставы, оценить объем движений, размер, симметричность

– осмотреть, нет ли повреждения плечевого сплетения

– осмотреть целостность ключицы на предмет перелома

– оценить мышечный тонус конечностей, туловища, симметричность тонуса мышц

– оценить двигательную активность движений ребёнка, сопротивляемость сгибательных и разгибательных мышц конечностей

– оценить состояние мышц передней брюшной стенки, наличие грыж

17.Оценить функцию черепно-мозговых нервов:

– симметричность, активность мимических мышц, признаки деформизма

– движение глаз, реакция зрачков на свет, форма зрачков, состояние роговицы

– плотность охвата соска губами ребенка (вытекает ли молоко при кормлении)

– движение языка, наличие глоточного рефлекса

18. Проверить рефлексы врожденного автоматизма новорожденного ребёнка, их симметричность: поисковый, сосательный, хватательный, Моро, защитный, ползания, опоры, автоматической походки. Провести скрининговый осмотр на выявление нарушений слуха и психофизического развития.

19. Объективно исследовать органы дыхания

– определить ЧДД (в норме 30-60 в мин.)

– определить форму грудной клетки, участие вспомогательной мускулатуры в акте дыхания, наличие втяжения грудной клетки, характера дыхания

– оценить носовое дыхание, осмотреть зев и ротовую полость

– провести пальпацию, перкуссию, аускультацию лёгких

20. Объективно исследовать органы кровообращения

– определить ЧСС (в норме более 100 в мин.)

– провести визуальный осмотр области сердца

– провести пальпацию, перкуссию, аускультацию сердца

– провести пальпацию бедренного пульса (в норме симметрично с двух

21. Объективно исследовать органы пищеварения

– осмотреть полость рта (язык, слизистая оболочка полости рта)

– осмотреть область живота, провести пальпацию

– выяснить характер стула, его частоту, цвет, наличие примесей

22. Объективно исследовать органы мочеполовой системы

– визуальный осмотр на предмет наличия грыж, признаков половой двойственности

– выяснить частоту мочеиспускания у ребёнка (в норме не менее 10 раз в сут .)

23. Вымыть руки согласно технике мытья рук после осмотра ребенка

24. Заполнить оценочно-прогностическую таблицу (ОПТ), определить группу риска. Заполнить скрининговую прогностическую таблицу задержки и отставания нервно-психического развития детей раннего возраста

25. Дать заключение о состоянии здоровья ребенка

26. Составить план наблюдения за ребёнком до 1 месяца:

· Группа благоприятного прогноза (до 5 баллов по ОПТ) – 1 раз в 10 дней

· Группа внимания (6-17 баллов по ОПТ) – 1 раз в 7 дней

· Группа высокого риска (18 и более баллов по ОПТ) – 1 раз в 3 дня

27. Определить тактику ведения ребенка, по показаниям, необходимые методы обследования для постановки окончательного диагноза в соответствии с клиническими протоколами диагностики и лечения, методическими рекомендациями.

28. Дать пояснения маме по результатам проведенного осмотра

29. Осмотреть молочные железы мамы, оценить лактацию

30. Обучить маму технике прикладывания к груди, проконтролировать правильность прикладывания ребенка к груди, эффективность сосания

31. Дать профилактические рекомендации (преимущества исключительно грудного вскармливания, техника сцеживания молока, техника правильного прикладывания к груди, требования к помещению) и вручить памятку с рекомендациями по кормлению и уходу в целях развития ребенка.

32. Продемонстрировать и обучить маму проводить манипуляции по уходу за новорожденным

33. Ответить на вопросы мамы, проконтролировать усвоение навыков прикладывания ребенка к груди, ухода за новорожденным, похвалить маму

34. Ознакомить родителей с графиком работы участкового педиатра, дать информацию о местонахождении Поликлиники, номера телефонов

35. Проводить последующие наблюдения в соответствии с планом наблюдения

36. 3арегистрировать ребенка в профильном журнале, заполнить талон прикрепления, внести данные ребенка в РПН

37. Сделать запись осмотра в амбулаторной карте ребёнка (форма № 112/у)

38. Заполнить форму №039/у

Индикаторы эффективности: оценка и последующее наблюдение за состоянием здоровья новорожденного, определение тактики ведения ребенка, обучение мамы навыкам ухода и технике грудного вскармливания ребенка

6. Ознакомить, дать родителям или опекуну заполнить и подписать типовой договор на оказание медицинских услуг для взрослых и детей в 2-х экземплярах, один экземпляр вклеить в амбулаторную карту пациента, второй экземпляр выдать пациенту на руки

Патронажи медсестры

Медсестра посещает новорожденного на первой неделе жизни два раза вместе с доктором или самостоятельно, а затем еженедельно в течение первого месяца.

Медсестра при первом патронаже смотрит, есть ли все необходимое для ухода за ребенком (кроватка, ванночка, коляска и т. д.), дает рекомендации по прогулкам, показывает, как правильно купать малыша, проводить ежедневный туалет новорожденного, обрабатывать пупочную ранку. При повторных посещениях медсестра контролирует выполнение мамой врачебных назначений и рекомендаций по уходу.

Если по каким-то причинам родителей малыша не устраивает медперсонал, ведущий патронажное наблюдение, можно обратиться к заведующему поликлиникой с письменной просьбой о замене врача или медсестры.

Если по каким-то причинам родителей малыша не устраивает медперсонал, ведущий патронажное наблюдение, можно обратиться к заведующему поликлиникой с письменной просьбой о замене врача или медсестры.

Цели и сроки первого патронажа к новорожденному

Участковый детский врач и медсестра при посещении матери и ребенка выполняют свои должностные обязанности — профессионально и правильно. Одним словом — проводится забота о появившемся на свет человеке. К целям патронажа следует отнести следующее:

Оценка состояния здоровья крохи. Проверяется мышечный тонус, прощупывается родничок, оценивается цвет и состояние кожи. Также ведется визуальный осмотр тела ребенка и выявляется симметрия по расположению всех органов, работа конечностей, развитие половых органов, правильная форма головы и другое.

Оценка здоровья и психологического состояния матери. Педиатр может осмотреть грудь женщины на предмет возникновения мастопатии, и провести беседу о том, как нужно прикладывать малыша к груди.

Оценка социальных и экономических условий в семье. Условия должны быть благоприятными, а ребенок должен быть обеспечен всем, что необходимо малышу в этом возрасте. Если семья неблагополучная, педиатр в письменном виде дает оценку ситуации и также определяет психологию поведения родителей по отношению к малышу.

Обучение матери по уходу за малышом, проведению правильного ухода, гигиенических процедур

Сроки первого патронажа к новорожденному:
В первые три дня после выписки приходит педиатр и медсестра. После того как медицинские работники получают сведения о ребенке, они обязаны его навестить.

В первый день после выписки медицинский работник приходит, если у ребенка имеются отклонения в здоровье или были травмы при родах.

Медсестра посещает новорожденного каждый день в течение 10 дней. Затем она придет только на 14 и 21 день жизни ребенка.

Если развитие протекает нормально, необходимость в дальнейшем посещении отпадает.
Молодая мать должна помнить, что обо всех проблемах, возникающих у крохи, она должна рассказывать медсестре. Если сделать все правильно и быстро, справляться с проблемами будет легче. Исчезнут колики в животе, срыгивания и постоянный плач крохи.

Медицинский работник может вовремя заметить ухудшение здоровья у ребенка, и предпринять меры. Молодые родители без опыта воспитания маленьких детей могут не обратить внимание, например, на повышение температуры тела, или появившиеся осложнения после родов.

СХЕМА ПЕРВОГО ПАТРОНАЖА К НОВОРОЖДЕННОМУ

I. Паспортная часть:

2. Дата рождения

3. Место рождения

6. Место работы, профессия

7. Ф.И.О. отца, возраст

8. Место его работы, должность

9. Домашний адрес

Возраст ребенка (в днях).

II. Субъективное обследование:

1. От какой по счету беременности родился ребенок

2. Как протекала беременность (отеки, тошнота, рвота, повышение АД, прибавка в весе)

3. От каких по счету родов ребенок

4. Как протекали роды (быстрые, стремительные, слабость родовых сил, акушерские пособия, раннее отхождение околоплодных вод)

5. Масса тела при рождении, длина, окружность головы, окружность груди

6. Когда приложен к груди (на какие сутки, через сколько часов)

7. На какие сутки отпал остаток пуповины

8. Сделана ли вакцинация БЦЖ в роддоме (на какие сутки)

9. На какие сутки выписан домой

10. На каком вскармливании находится ребенок

11. Через сколько часов кормится

12. Продолжительность одного кормления

13. Соблюдается ли ночной перерыв

14. Получает ли воду между кормлениями

15. Где находится кроватка

16. Есть ли все необходимое для ухода за новорожденным

17. В каком состоянии его белье

III. Осмотр ребенка

1. Активность, рефлексы новорожденного

2. Состояние кожных покровов (цвет, эластичность, влажность) и слизистых оболочек

3. Характеристика подкожного жирового слоя и мышечной ткани

4. Состояние костной системы (роднички, швы, позвоночник)

5. Состояние пупочной ранки

6. Осмотр и пальпация живота

7. Стул (цвет, конституция, сколько раз в день, гомогенность,

примеси: слизи, зелени, белых комочков)

8. Мочеиспускание (частота, цвет, болезненность, окрашивание пеленок)

IV. Заключение

1. Вид вскармливания, степень лактации

3. Группа здоровья

V. Рекомендации

1. По организации вскармливания

2. По уходу за ребенком

Ежедневный туалет новорожденного включает:

— умывание кипяченой водой t == 36.°С;

— обработку глаз кипяченой водой t = 36.°С;

— обработку носовых и слуховых ходов по мере необходимости (но не реже 1 раза в неделю) стерильным растительным маслом;

— обработку естественных складок кожи стерильным растительным маслом;

обработку пупочной ранки;

Рис. 20. Пеленание ребенка после 5—6 дней

— гигиеническую ванну кипяченой водой t;=37—38°С;

— подмывание после каждой дефекации.

Набор белья для детей первых месяцев жизни (на 1 день):

Распашонки тонкие (х/б) — 6—8 шт.

Распашонки теплые (фланель) — 5—6 шт.

Пеленки тонкие (х/б) — 25—30 шт.

Пеленки теплые (фланель) — 10—15 шт.

Читайте также:  На что указывает плохая спермограмма

Подгузник марлевый (50х50 см) — 25—30 шт.

Простыни для кровати — 2—3 шт.

Клеенки — 2 шт. (100х100 см и 30х30 см).

Шапочки тонкие (х/б) — 1—2 шт.

Шапочка теплая (фланель) — 1 шт.

Шапочка шерстяная — 1 шт.

Одеяло байковое — 1 шт.

Одеяло шерстяное — 1 шт.

Одеяло ватное — 1 шт.

Варежки фланелевые (для купания) — 2 шт.

Конверт осенний — 1 шт.

Конверт теплый (меховой) — 1 шт.

· Предметы ухода за новорожденным:

Стерильная вата — 1 уп.

Порошок марганца — 1 фл.

Раствор йода 5% — 1 фл.

Водный раствор бриллиантовой зелени 1% — 1 фл.

Стерильное растительное масло — 1 фл.

Стерильный бинт — 1 уп.

Стерильные ватные палочки —1 уп.

Раствор спирта этилового 70%— 1 фл.

Раствор перекиси водорода 3%— 1 фл.

Крем «Детский» — 1 тюбик

Присыпка «Детская» — 1 уп.

Медицинский термометр — 1 шт.

I Водяной термометр — 1 шт.

Термометр воздушный — 1 шт.

Резиновая груша — 2 шт.

Газоотводная трубка — 1 шт.

Баллончик для отсасывания слизи – 1 шт.

Мыло «Детское» — 2 шт.

Соски резиновые для бутылочек — 5 шт.

Соски-пустышки — 2—3 шт.

Рожки (градуированные бутылочки) — 4 шт.

НЕДОНОШЕННЫЙ НОВОРОЖДЕННЫЙ

Недоношенным считается новорожденный, родившийся до окончания нормального срока гестации (раньше 38 недель) с массой тела 2500 г и менее и длиной тела 45 см и менее, обладающий определенными анатомо-физиологическими особенностями.

· Причины невынашивания беременности:

1. Отягощенный акушерский анамнез (более 3 абортов, частые роды, многоплодие, оперативное родоразрешение, нарушение предлежаний плода, патология плаценты).

2. Тяжелые инфекционные и соматические заболевания матери (в том числе эндокринная патология).

3. Патология внутренних половых Органов матери (эндометрит, фиброма матки и т. д.).

4. Заболевание плода (внутриутробные инфекции, хромосомные заболевания, иммунологический конфликт и т. д.).

5. Социально-экономические (профвредности, вредные привычки, нежелательная беременность, недостаточное питание и т. д.).

Рис. 21. Недоношенный ребенок

6. Социально-биологические (возраст матери менее 18 и более 30 лет, вес беременной менее 45 и более 90 кг, рост менее 150 и более 180 см и т. д.).

7. Травмы (психические — стрессы; физические — падение, ношение тяжестей).

Таблица 4

Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; Нарушение авторского права страницы

Варежки фланелевые (для купания) — 2 шт.

Послеродовой патронаж

В срок изначального посещения медицинским сотрудником станет задаваться некоторое количество вопросов, оказывающие помощь в последующем выявлять наследственные и хронические патологии у дитя, а также сведения, которые связываются с протеканием беременности, родами, состоянием новорожденного при рождении на свет и выписке из роддома.

После доктор осматривает дитя:

  1. Спортивное развитие – наличие или отсутствие порочных моментов и небольших аномалий. Способны быть не значимые отступления от нормативов, которые прослеживаются у определенного члена семейства.
  2. Неврологическое развитие – тут станет принято во внимание положение ребенка, двигательная система и их активность, тонус мышечных клеток, развитие рефлексивных состояний. Будет учтена форма головы, размер большого и малого родничка, состояние швов костного отдела черепушки.
  3. Оценивание кожи – окрас покровов, потничка. Главное внимание направляется на рану в пупке, кожу около пупка, уровень заживления и отсутствие различных выделений из нее, соответственно, должный уход за кожей.
  4. Прослушивание дыхания и биения сердечной мышцы малыша, дабы предоставить оценивание дыхательной и сердечной, сосудистой систем, так ликвидировать патологические состояния.
  5. Ощупывание живота малыша. Задает вопрос о периодах и характеристике мочи и кала.
  6. Проверка симметрии складочек ягодиц и разведение ног в стороны для заблаговременного определения дисплазии заболевания суставов таза и бедра.

Первый послеродовой патронаж новорожденного и роженицы продолжается 20-30 минут.

Второй патронаж новорожденного производится на 14 сутки жизнедеятельности. Доктор заново смотрит малыша, обследуя все органы и системы для оценивания процедуры адаптации и выявления его состояния здоровья. Процедура адаптации отображает, как ребенок будет приспособлен к окружающим его внешним условиям. Для понимания этого, доктору нужно выяснять, как дите спит, какое поведение в период просыпания, какой его режим дня.

ВНИМАНИЕ! Также врач обязан обращать внимание на то, как кроха будет прибавлять в весовой категории, беспокоят ли его срыгивания иликолики в животике при выписке новорожденного из родильного дома, что означает определенные отклонения при наблюдении в динамике за состоянием.

Когда малыша ничего не волнует, он отлично потребляет еду и спокойно спит, значит доктор в женской консультации делает вывод о простой адаптации дитя. При трудной процедуре адаптации доктор предоставляет матери советы, как справляться с появившимися проблемами.

Помимо этого, на втором патронаже доктор контролирует следование рекомендаций по уходу и вскармливанию, отвечает на появившиеся проблемы.

Третий патронаж дитя происходит на 21-й лень жизни рожденного. Его целью считается анализ в динамике за здоровым состоянием и развитием дитя. Доктор смотрит за малышом, будет оценивать его нервное и психологическое развитие и состояние здоровья в общем.

В период посещения сестра предоставляет матери советы по профилактике рахита, обсуждает с ней вопросы закалки новорожденного, отображает определенные приемы массажа и гимнастики для малыша первых 30 суток жизнедеятельности, которые родственники могут осуществлять каждые сутки сами.

Обретенные сведения участковый врач после любого патронажа будет регистрировать в истории развития малыша. К концу первых 30 суток он станет составлять прогнозирование состояния здоровья собственного подопечного и выявляет рискованные группы. Во время отклонений врач будет направлять малыша на консультирование к определенному специалисту для осуществления глубокого обследования и лечения.

Нужно знать, что патронаж новорожденного на дому разрабатывается для удобства матери и малыша. Ребенок обязан обретать всю важную помощь по месту проживания и в первые 30 дней жизни не подвергаться отрицательным влияниям окружающей среды. Профессиональная помощь постоянно уместна и важна. Молодые матери по достоинству будут проводить оценку предложенным советам и всецело пользуются ними.

Патронаж малыша считается важнейшим этапом в жизнедеятельности любого семейства. Он помогает справляться с большинством проблем, не придавая им особенного значения и учит молодых папу и маму грамотно заботиться о собственных малышах с первых дней жизнедеятельности.


Когда малыша ничего не волнует, он отлично потребляет еду и спокойно спит, значит доктор в женской консультации делает вывод о простой адаптации дитя. При трудной процедуре адаптации доктор предоставляет матери советы, как справляться с появившимися проблемами.

6.8. Примерная схема патронажа грудного ребенка

Цель: контроль за состоянием здоровья, развитием ребенка, питания, социальными условиями жизни, дача рекомендаций по организации режима, ухода, закаливания в соответствии с возрастом и состоянием здоровья ребенка, контроль за выполнением советов, данных на предыдущем патронаже, своевременное выявление и коррекция дефектов питания, воспитания, режима дня.

Жалобы матери на состояние ребенка.

Самочувствие ребенка, его активность.

Условия, социальные и санитарно-гигиенические: уборка помещения, проветривание, содержание белья.

Уход за ребенком, частота купания, содержание предметов ухода.

Выполнение режима дня: число кормлений, длительность дневного сна, бодрствование, прогулки.

Вскармливание (грудное, смешанное, искусственное), введение прикормов, корригирующих добавок, докорма.

Физическое воспитание (проведение комплексов массажа и гимнастики по возрасту, воздушные ванны).

Нервно-психическое развитие по основным линиям развития.

Перенесенные заболевания за истекший период.

Состояние кожи, слизистых, характер развития кожно-жирового слоя и толщина складки на уровне пупка.

Состояние костной системы (форма головы, размеры большого родничка, состояние его краев, наличие зубов, форма голеней, предплечий, грудной клетки и др.).

Мышечная система (тонус, сила мышц).

Диагноз (заключения о состоянии ребенка, нервно-психическом развитии).

вносится коррекция, если есть отклонения в выполнении матерью назначений, рекомендованных ранее;

советы по питанию, правилам введения корригирующих добавок, прикормов, их приготовлению;

советы по физическому воспитанию; знакомство с новыми комплексами массажа;

советы по развитию новых умений и навыков у ребенка; занятия с ребенком по развитию самостоятельной деятельности.

Производственная дисциплина и прилежание ___________________

1. Первый патронаж к новорожденному

1. Первый патронаж к новорожденному

Проводятся сбор анамнеза для выявления и уточнения факторов риска, объективное обследование ребенка, инструктаж матери и оформление документа (ф. № 112).

Анамнез включает сбор социальных, биологических и генеалогических сведений. Параметрами социального анамнеза являются: полнота семьи и психологический климат в ней, жилищно-быто-вые условия, материальная обеспеченность, уровень санитарно-гигиенических условий для ухода за ребенком и квартирой, образ жизни. Биологический анамнез охватывает особенности антенатального периода, состояние здоровья матери и ребенка, генеалогический анамнез – состояние здоровья родителей и родственников (не менее 3 поколений). Мать передает врачу обменную карту, полученную при выписке из родильного дома. В ней содержатся сведения о беременности и родах, состоянии ребенка при рождении (оценка по шкале Апгар), основные параметры физического развития (масса тела, длина тела, окружность головы и грудной клетки), группа здоровья и группа риска.

Объективное обследование проводится по системам. Врожденные пороки развития, симптомы внутриутробной инфекции и гнойно-септических заболеваний, родовой травмы не должны остаться незамеченными.

Кожа новорожденного должна быть розовой, чистой и бархатистой. Изменение цвета кожных покровов (цианоз, иктерич-ность, землисто-серый оттенок и бледность) требуют специального обследования. Потница и опрелости указывают на дефекты ухода. Имеют значение тургор и эластичность кожи. При гнойничках на коже, гнойном отделяемом из пупочной ранки или гиперемии вокруг пупка необходимо направить ребенка в стационар для обследования и лечения.

Поза новорожденного может быть физиологической или патологической (поза «лягушки», «легавой собаки»). При физиологической позе преобладает тонус сгибателей рук и ног («эмбриональная» поза). Вынужденное положение указывает на патологию.

Голова новорожденного округлой формы. Иногда на ней может быть кефалогематома (поднадкостничное кровоизлияние в результате родовой травмы). Размеры большого родничка колеблются от 1 до 3 см по медианам. Малый родничок у большинства новорожденных закрыт. Выбухание родничка над уровнем костей черепа, страдальческое выражение лица свидетельствуют о повышении внутричерепного давления (при гидроцефалии, менингите, кровоизлиянии в мозг). Такой ребенок должен наблюдаться невропатологом.

При осмотре глаз зрачки должны быть симметричны, с живой реакцией на свет. Нистагм, симптом «заходящего солнца» обычно указывают на тяжелую патологию ЦНС и необходимость консультации у невропатолога. Недоразвитые и низкорасположенные ушные раковины могут сочетаться с врожденными пороками внутренних органов и глухотой. При осмотре зева обращают внимание на мягкое и твердое нёбо для выявления скрытой расщелины и арковидной конфигурации. Уздечка языка может быть укорочена, и, если это приводит к нарушению акта сосания, необходима ее хирургическая коррекция.

Грудная клетка активно участвует в акте дыхания, симметрична. Обращают внимание на частоту и характер дыхания, данные перкуссии и аускультации при обследовании легких и сердца. Следует помнить, что врожденные пороки сердца занимают первое место среди других врожденных пороков развития. Их первым проявлением может быть грубый шум, обнаруживаемый при ау-скультации впервые в периоде новорожденности. При аускультации хрипов в легких ребенку необходимо провести обследование в стационаре. Следует помнить, что перкуторные данные у новорожденного более достоверны, чем данные аускультации, так как из-за тонкой грудной клетки дыхание хорошо проводится с одной половины грудной клетки на другую, что мешает зафиксировать ослабленное дыхание.

Читайте также:  Аденокарцинома шейки матки: причины, симптомы, лечение

Живот пальпируют против часовой стрелки. Край печени в норме может быть ниже реберной дуги на 1–2 см. При пальпации патологических образований следует направить ребенка на УЗИ органов брюшной полости.

Гениталии должны быть сформированы в соответствии с полом и возрастом ребенка.

Конечности. Ноги, согнутые в тазобедренных суставах под углом 90°, можно отвести до полного касания поверхности стола. При врожденном вывихе бедра будет слышен глухой щелчок. Параличи Эрба-Дюшена и Дежерин-Клюмпке свидетельствуют о родовом травматическом повреждении плечевого сплетения.

Нервную систему и психическое развитие оценивают при наблюдении за ребенком и общении с ним – по активности, взгляду, выраженности безусловных рефлексов. Наибольшую диагностическую значимость имеют рефлексы: сосательный, поисковый, хватательный, ползания, защитный, опоры и автоматической ходьбы, рефлекс Бабкина. Определяют сухожильные рефлексы, их симметричность, мышечный тонус.

Инструктаж родителей касается вопросов ухода за ребенком, вскармливания и воспитания.

Рекомендации по уходу. Для здоровья новорожденного важна чистота. Детскую кроватку следует поставить в светлом месте комнаты, но не на сквозняке. Новорожденного кладут в кроватке на бок, без подушки. Температура воздуха поддерживается 20–22 °C.

Купание производится ежедневно в специальной детской ванночке, которую не используют для стирки пеленок или детского белья. Продолжительность купания – 10 мин.

Купать ребенка можно утром или вечером. Лучшее время – вечером, перед последним кормлением, так как это улучшает ночной сон ребенка. Перед купанием в первые 2 недели ванночку надо ошпаривать кипятком. Новорожденного следует купать в кипяченой воде, пока не зажила пупочная ранка. Температура воды 37–38 °C. Воду наливают в ванночку, чтобы она покрывала дно. Хорошо добавить в воду отвары трав (череды, ромашки). Ребенка следует постепенно погружать в воду, завернутым в пеленку, чтобы не вызвать беспокойства. Одной рукой поддерживают голову ребенка, а другой обмывают его.

Для обмывания удобно пользоваться индивидуальной мягкой губкой. Мыло используют 2 раза в неделю, только детское. После купания ребенка укладывают на ладонь лицом вниз, обхватив грудь, и ополаскивают водой из кувшина. Затем следует осушить кожу ребенка полотенцем, делая при этом промокательные движения. Особенно важно, чтобы сухими были кожные складки.

Их обрабатывают детским кремом, присыпкой или прокипяченным подсолнечным маслом. Каждая мама сама подбирает средства для ухода за кожей ребенка. Область пупочной ранки обрабатывают раствором бриллиантового зеленого или 5 %-ным раствором калия перманганата, или 5 %-ным раствором йода.

Утренний туалет – каждое утро после первого кормления ребенка умывают ватным тампоном, смоченным теплой кипяченой водой, глаза – от наружного угла к внутреннему, отдельным тампоном каждый глаз. Нос очищают ватными турундами, смоченными вазелиновым маслом.

Пеленание – важный момент ухода за новорожденным. Рекомендуют свободное и широкое пеленание. Для свободного пеленания ребенку надевают распашонку с зашитыми рукавами. Ноги укладывают в пеленку. Грудная клетка остается свободной, что облегчает дыхание и служит профилактикой заболеваний легких. Для широкого пеленания между бедер прокладывают дополнительную пеленку, благодаря чему бедра остаются в состоянии разведения, что способствует вправлению головки бедра в вертлужную впадину и при врожденном вывихе бедра является консервативным лечением.

Прогулки на свежем воздухе следует начинать сразу после выписки из родильного дома. Первый раз продолжительность прогулки 5 мин при температуре не ниже – 10 °C. С целью адаптации к окружающей среде продолжительность прогулок увеличивают постепенно, ежедневно прибавляя по 5 мин. Прогулки противопоказаны при болезни ребенка. Их следует возобновлять после выздоровления, постепенно увеличивая продолжительность.

Правильное вскармливание новорожденного обеспечивает его своевременное гармоничное развитие и формирует иммунитет. Прикладывание ребенка к груди сразу после рождения стимулирует лактопоэз. Необходимо разъяснить матери преимущества грудного вскармливания и на период становления лактации рекомендовать грудное кормление по требованию ребенка. При грудном вскармливании устанавливается очень важный эмоциональный контакт между матерью и ребенком, что благоприятно влияет на психоэмоциональное состояние матери и становление личности ребенка. Необходимо чередовать кормление каждой молочной железой. Для определения количества съеденного ребенком молока применяют контрольное взвешивание.

Перед кормлением мать должна надеть косынку, вымыть руки с мылом и сцедить одну каплю молока. Наиболее часто затруднения при грудном вскармливании обусловлены неправильной формой сосков, их трещинами. Для улучшения формы следует аккуратно оттягивать соски в течение 2–3 мин 3–4 раза в день. Для лечения трещин могут быть использованы 1–5 %-ный линимент синтомицина, 0,2 %-ная фурацилиновая мазь, мазь календулы. После применения этих средств перед кормлением ребенка грудь следует тщательно обмыть теплой водой с детским мылом.

Иногда грудное кормление противопоказано. Это может быть обусловлено состоянием матери или ребенка. Противопоказания к грудному вскармливанию со стороны матери включают почечную, сердечную недостаточность, злокачественные опухоли, тяжелые болезни крови, тяжелые инфекционные заболевания (такие как туберкулез, менингит, дифтерия, столбняк и др.).

Ребенка не прикладывают к груди при тяжелой внутричерепной родовой травме, дыхательной, сердечной недостаточности, глубокой недоношенности с отсутствием сосательного и глотательного рефлексов, гемолитической болезни новорожденного (если в молоке матери обнаруживаются антитела в высоком титре), наследственных нарушениях обмена веществ (фенилкетону-рии, галактоземии и др.). Все эти состояния относятся к абсолютным противопоказаниям. Относительным противопоказанием служит мастит у матери. При серозном характере воспаления разрешается кормление из здоровой грудной железы. При гнойном мастите грудное кормление полностью прекращается.

Иногда происходит снижение или прекращение лактации у матери. Гипогалактия может быть первичной и вторичной. Первичная гипогалактия обусловлена нейрогормональными расстройствами, поэтому для становления лактации назначают гормоны: лактин 70—100 ед. внутримышечно 1–2 раза в сутки 5–6 дней; окситоцин 1,5–2 ед. (0,3–0,4 мл) внутримышечно 2–3 раза в сутки ежедневно в течение 3 дней, питуитрин 2,5 ед. (0,5 мл) 1–2 раза в день внутримышечно 5–6 дней. Вторичная гипогалактия встречается чаще. Ее возникновению способствуют недостаточный сон, неполноценное питание, нарушение правил грудного кормления, прием медикаментов (антибиотиков, диуретиков, барбитуратов, фуразолидона и др.). Лечение вторичной гипога-лактии состоит в устранении ее причин. Для стимуляции лактопо-эза назначают витамины (A, B12, B6 С, РР), апилак (по 0,01 г 3 раза в сутки под язык 10–15 дней), сухие пивные дрожжи (по 1–2 г 3 раза в сутки внутрь 10–15 дней), используют фитотерапевтические средства (боярышник, мелиссу, листья земляники, траву душицы, укроп). Если восстановить лактацию невозможно, то необходимо обеспечить ребенка донорским женским молоком. Пункты сбора женского молока созданы при молочных кухнях. Женщина-донор должна быть здоровой и чистоплотной.

При отсутствии женского молока могут быть назначены его заменители – адаптированные к женскому молоку смеси. Неадаптированные простые смеси в настоящее время утратили свое значение.

Воспитание. С самого начала между родителями и ребенком устанавливается взаимопонимание при помощи конкретных сигналов, формируется уникальная форма взаимоотношений – привязанность. Новорожденный ребенок обладает способностью противостоять неблагоприятному воздействию новой обстановки и избирательно реагировать на определенные стимулы. Психическая структура личности новорожденного, индивидуальные особенности темперамента видны с первых дней жизни («трудный ребенок», «легкий ребенок»). Изменчивость поведения ребенка обусловлена изменениями его формирующегося сознания. Большую роль в воспитании маленького человека имеет грудное вскармливание. Ребенок, находящийся на грудном вскармливании, чувствует себя защищенным, нужным, желанным. В условиях положительного психического контакта дети растут более послушными.

С первых дней жизни малышу необходим правильный режим дня (чередование во времени основных физиологических потребностей: сна, бодрствования, питания, прогулок, гигиенических и закаливающих мероприятий). Это способствует формированию определенного ритма жизни. У детей вырабатывается рефлекс на время, формируется динамический стереотип поведения, устанавливаются биологические ритмы, что обеспечивает ему спокойное и быстрое засыпание, хороший аппетит, активное поведение во время бодрствования. Дети, живущие по установленному ритму, не нуждаются в дополнительном успокоении (укачивании, ношении на руках, пользовании пустышкой).

В дальнейшем такой ребенок легко привыкает к распорядку дня. Это приучает его к организованности и облегчает жизнь ему и родителям. Правильный режим дня не должен носить характер навязывания. Ребенка можно обучать лучше и быстрее, если приспосабливаться к уровню его умственного развития, индивидуальному биологическому ритму, учитывая физическое состояние и индивидуальные психические особенности. Допускаются отклонения от режима на 30 мин или в крайнем случае на 1 ч.

Ведущим режимным фактором является кормление ребенка. Вскармливание по требованию проводится в периоде адаптации с целью установления оптимального режима кормления для матери и ребенка. Последующий переход к кормлению по режиму должен быть постепенным. Критерием правильно выбранного режима является состояние здоровья ребенка, прежде всего функции центральной нервной системы. В условиях нарушения адаптации ребенок становится капризным, плаксивым и раздражительным.

В соответствии с режимом кормления формируются другие режимы: сна и бодрствования, прогулок, закаливающих и гигиенических мероприятий.

При первом патронаже новорожденного необходимо рассказать матери о состояниях, требующих срочной медицинской помощи, и сообщить, куда надо обращаться за помощью при заболеваниях.

Информация о содержании первого патронажа к новорожденному регистрируется в истории развития ребенка (ф. № 112) под заголовком «Первый патронаж к новорожденному». Запись производится по схеме: анамнез, данные объективного обследования, диагноз с указанием группы здоровья и группы риска, рекомендации по уходу, вскармливанию и воспитанию. Если ребенок относится ко II–V группам здоровья, то следует дать рекомендации по реабилитации в соответствии с группой риска или нозологической формой болезни.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Анамнез включает сбор социальных, биологических и генеалогических сведений. Параметрами социального анамнеза являются: полнота семьи и психологический климат в ней, жилищно-быто-вые условия, материальная обеспеченность, уровень санитарно-гигиенических условий для ухода за ребенком и квартирой, образ жизни. Биологический анамнез охватывает особенности антенатального периода, состояние здоровья матери и ребенка, генеалогический анамнез – состояние здоровья родителей и родственников (не менее 3 поколений). Мать передает врачу обменную карту, полученную при выписке из родильного дома. В ней содержатся сведения о беременности и родах, состоянии ребенка при рождении (оценка по шкале Апгар), основные параметры физического развития (масса тела, длина тела, окружность головы и грудной клетки), группа здоровья и группа риска.

Как подготовиться к визиту медработника

Патронаж новорожденного не требует какой-либо специальной подготовки. Достаточно привести в порядок квартиру, так как патронажная медсестра будет оценивать условия, в которых содержится ребенок. Также, рекомендуется создать удобные условия для осмотра ребенка. Необходимо подготовить поверхность для осмотра (лучше всего подойдет пеленальный столик), а также чистую пеленку, на которую вы положите ребенка.

Подготовьте обменную карту и все выписки из роддома. Рекомендуется, составить список интересующих вопросов. Часто от волнения мамы забывают о том, что они хотели спросить у медсестры и приходится ждать следующего посещения.

• Оценить состояние здоровья ребенка;

Ссылка на основную публикацию